Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника Назарова Д.Г. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N 355 от 26 ноября 2019 года и решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 19 мая 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Лихославльавтодор" Исебиа Задо Усубовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N 355 от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Удомельского городского суда Тверской области от 19 мая 2020 года, генеральный директор акционерного общества "Лихославльавтодор" Исебиа З.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 47 500 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Назаров Д.Г. просит отменить акты, вынесенные в отношении должностного лица по делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Частью 1 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из представленных материалов, 22 августа 2019 года в период с 12 часов 45 минут до 14 часов 45 минут должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области проведен осмотр неогороженного общедоступного земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенного по адресу: "адрес" с участием сотрудника УФСБ России по Тверской области и специалиста аккредитованной 1 лаборатории ЦЛАТИ по Тверской области.
Осмотром установлено, что в границах указанного земельного участка расположен покрытый густой растительностью котлован, глубиной более "данные изъяты", к которому со стороны дороги в "адрес" плотную примыкает земельный участок размером "данные изъяты", загрязненный строительными отходами (лом дорожного полотна автомобильных дорог, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, шпалы железнодорожные отработанные, загрязненный грунт) и твердые коммунальные отходы.
Основное скопление строительных отходов в виде ломаных кусков дорожного полотна (бетона), асфальтобетона разного размера просматривается на склоне котлована с западной стороны загрязненного участка.
Большая часть данных отходов засыпана землей посредством планирования загрязненного участка спецтехникой. Поверхность загрязненного участка размером "данные изъяты" ровная, со следами протекторов спецтехники, не имеет растительности, возвышается над землей, по краям имеет отдельные навалы ломаных кусков дорожного полотна (бетона), асфальтобетона разного размера.
Ведущим инженером Вышневолоцкого отдела аналитических исследований филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФИО6 отобраны пробы почвы на загрязненном участке, а также фоновой пробы почвы, и в ходе осмотра установлен факт сброса и накопления отходов (лом дорожного полотна автомобильных дорог (бетона), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, шпалы железнодорожные отработанные, загрязненный грунт) и твердых коммунальных отходов непосредственно на почве в границах вышеуказанного земельного участка.
По результатам лабораторных исследований (протоколы испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что концентрации загрязняющих веществ пробы почвы загрязненного участка имеют превышение относительно показателей фоновой пробы почвы, взятой на незагрязненной сопредельной территории, в том числе:
в пробе почвы загрязненного участка (протокол испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ) содержание химических веществ по: нефтепродуктам ? "данные изъяты"
в фоновой пробе почвы, взятой на незагрязненной сопредельной территории (протокол испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ), содержание химических веществ по: нефтепродуктам ? "данные изъяты".
Превышение содержания химических веществ в пробе почвы загрязненного участка по сравнению с фоновой пробой почвы (кратность превышения) - в "данные изъяты".
По результатам биотестирования пробы почвы, отобранной на загрязненном участке (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что отобранный образец почвы относится к "данные изъяты" опасности для окружающей среды и обладает острой токсичностью для тест-объектов.
Таким образом, лабораторными исследованиями установлено причинение вреда окружающей среде в виде загрязнение земельного участка размером "данные изъяты", примыкающего к котловану (карьеру) на неогороженном, общедоступном "данные изъяты", относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенном по адресу: "адрес", "данные изъяты" "адрес" отходами "данные изъяты" опасности, образованными в результате проведения АО "Лихославльавтодор", генеральным директором которого является Исебиа З.У, работ по ремонту автомобильной дороги на "адрес".
Указанное деяние не содержит уголовно наказуемого деяния. Должностным лицом МО МВД "Удомельский" в возбуждении уголовного дела по этому факту было отказано (КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ).
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований в области охраны окружающей среды, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, деяние должностного лица общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием административным органом и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является максимальным.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N 355 от 26 ноября 2019 года и решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 19 мая 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Лихославльавтодор" Исебиа Задо Усубовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Назарова Д.Г. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.