Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Бибеевой С.Е. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2021 г. по кассационной жалобе Саргсян Тамары Романовны на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2020 г.
гражданское дело N 2-1385/2020 по иску Саргсян Тамары Романовны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саргсян Тамара Романовна обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - УПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган), о признании незаконным решения ответчика от 20 ноября 2019 г. N 1757175/19 об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 21 ноября 1983 г. по 25 сентября 1984 г, с 5 декабря 1984 г. по 20 ноября 1985 г, с 16 декабря 1985 г. по 17 марта 1986 г, с 17 марта 1986 г. по 10 июля 1986 г, с 1 августа 1986 г. по 24 ноября 1986 г, с 21 июля 1987 г. по 10 декабря 1987 г, с 1 февраля 1990 г. по 14 июня 1990 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 сентября 1994 г, с 1 сентября 2000 г. по 1 октября 2012 г, с 11 декабря 1987 г. по 10 июня 1986 г, с 15 июня 1990 г. по 14 декабря 1992 г, обязании назначить страховую пенсию с момента обращения - с 23 июля 2019 г.
В обоснование заявленных требований Саргсян Т.Р. указала, что 23 июля 2019 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - ГУПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области от 20 ноября 2019 г. Саргсян Т.Р. отказано в признании права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением Лефортовского районного суда города Москвы от 13 августа 2020 г. исковые требования Саргсян Т.Р. удовлетворены частично. Суд обязал пенсионный орган включить в подсчет стажа, дающего право на назначение страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" Саргсян Т.Р. периоды работы с 21 ноября 1983 г. по 25 сентября 1984 г, с 21 июля 1987 г. по 10 декабря 1987 г, с 11 декабря 1987 г. по 10 июня 1989 г, с 15 июня 1990 г. по 14 декабря 1992 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы и иной деятельности Саргсян Т.Р. с 1 февраля 1990 г. по 14 июня 1990 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 марта 1994 г, с 1 сентября 2000 г. по 31 декабря 2001 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 сентября 1994 г, с 1 августа 1986 г. по 24 ноября 1986 г, а также в части включения в подсчет страхового стажа периода с 21 ноября 1983 г. по 25 сентября 1984 г, в указанной части принято новое решение о включении периодов с 1 февраля 1990 г. по 14 июня 1990 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 марта 1994 г, с 1 сентября 2000 г. по 31 декабря 2001 г, с 15 декабря 1992 г. по 15 сентября 1994 г, с 1 августа 1986 г. по 24 ноября 1986 г. в подсчет страхового стажа. В удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода работы с 21 ноября 1983 г. по 25 сентября 1984 г. отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Саргсян Т.Р. ставится вопрос об отмене решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 августа 2020 г. и апелляционного определения Московского городского суда от 22 декабря 2020 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в подсчет страхового стажа периода работы с 1 сентября 2001 г. по 1 октября 2012 г. и назначении страховой пенсии с 23 июля 2019 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Приводит доводы, аналогичные ранее изложенным в апелляционной жалобе на решение суда.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 29 апреля 2021 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд полагает, что таких оснований не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 3 июля 2019 г. Саргсян Т.Р. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ГУПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области от 20 ноября 2019 г. N 1757175/19 отказано в признании права на назначение страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой страхового стажа (9 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно представленным документам в страховой стаж Саргсян Т.Р. пенсионным органом был включен период работы с 21 ноября 1983 г. и 25 сентября 1984 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статья 8), Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, пришёл к выводу о частичном удовлетворении заявленного Саргсян Т.Р. иска, включив в подсчет страхового стажа истца периодов работы и иной деятельности с 21 ноября 1983 г. по 25 сентября 1984 г, с 21 июля 1987 г. по 10 декабря 1987 г, с 11 декабря 1987 г. по 10 июня 1989 г, с 15 июня 1990 г. по 14 декабря 1992 г.
Отменяя решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в подсчет страхового стажа периодов работы и иной деятельности Саргсян Т.Р. с 1 февраля 1990 г..по 14 июня 1990 г, с 15 декабря 1992 г..по 15 марта 1994 г, с 1 сентября 2000 г..по 31 декабря 2001 г, с 15 декабря 1992 г..по 15 сентября 1994 г, с 1 августа 1986 г..по 24 ноября 1986 г, суд апелляционной инстанции, сославшись на Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2014 г..N 958н, Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", и "О государственном пенсионном обеспечении, утвержденные приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г..N 884н, установив, что Саргсян Т.Р. не представлены надлежащие документы, подтверждающие уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование на территории республики Армения, с учетом даты вступления Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в законную силу, включил в подсчет страхового стажа Саргсян Т.Р. периоды с 1 февраля 1990 г..по 14 июня 1990 г, с 15 декабря 1992 г..по 15 марта 1994 г, с 1 сентября 2000 г..по 31 декабря 2001
г, с 15 декабря 1992 г..по 15 сентября 1994 г, с 1 августа 1986 г..по 24 ноября 1986 г, не усмотрев оснований для включения в страховой стаж периода работы с 1 января 2002 г..по 1 октября 2012 г..
Поскольку страховой стаж Саргсян Т.Р. на дату обращения составил менее требуемого 9 лет, а также в связи с тем, что размер индивидуального пенсионного коэффициента также составил менее 13, 8 (необходимого для назначения страховой пенсии), суд не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности назначения страховую пенсию с даты обращения - с 23 июля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения Саргсян Т.Р. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 23 июля 2019 г.).
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений в данный федеральный закон.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Правильно применив приведенные положений пенсионного законодательства, а также установив, что для возникновения у Саргсян Т.Р. права на страховую пенсию по старости необходимо соблюдение двух условий: наличие страхового стажа не менее 9 лет, а также чтобы величина ИПК составляла не менее 13, 8, установив по материалам дела, что Саргсян Т.Р. указанным требованиям не соответствует, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку судами нижестоящих инстанций. Само по себе несогласие подателя жалобы с выводами судебных инстанций относительно установленных ими фактических обстоятельств, ровно как и оценке данных обстоятельств, основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Саргсян Тамары Романовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.