Центральный окружной военный суд в составе председательствующего Скачкова А.В., судей Крамского С.А. и Харечко В.А. при секретаре судебного заседания Киселевой А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-25/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Дунаевой Светланы Викторовны к жилищной комиссии этой воинской части об оспаривании решения, связанного с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Харечко В.А, изложившего обстоятельства административного дела, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Челябинского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2021 г. Дунаевой отказано в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N об отказе в признании истца нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
Не согласившись с решением гарнизонного военного суда, административный истец Дунаева подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить это решение и принять по делу новое решение об удовлетворении её требований.
В обоснование жалобы её автор, со ссылкой на положения, Жилищного кодекса Российской Федерации, указала, что решение суда является незаконным, поскольку в силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеющая выслугу более 20 лет военной службы Дунаева вправе претендовать на улучшение жилищных условий с составом семьи 1 человек, несмотря на обеспечение её в составе семьи родителей от муниципального органа власти 1-комнатной квартирой в "адрес" общей площадью 29, 9 кв.м, приватизированной истцом в ноябре 1993 г, поскольку своё право на обеспечение жильем в порядке п. 13 названной статьи федерального закона она не реализовала. К тому же, эта квартира была отчуждена ей в апреле 2006 г, что свидетельствует об истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ и отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт нуждающихся.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель жилищной комиссии войсковой части N Власов А.В. указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела Дунаева, поступившая на военную службу по контракту в июле 1992 г, проходила её в войсковой части N. Выслуга военной службы на момент принятия жилищной комиссией оспоренного решения более 27 лет в календарном исчислении. Состав семьи 1 человек. Жильём от органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, не обеспечивалась.
Согласно корешку обменного ордера исполнительного комитета Челябинск-70 городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Дунаева в порядке обмена на состав семьи 1 человек была обеспечена 1-комнатной квартирой в "адрес".
В последующем данная квартира общей площадью 29, 9 кв.м. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ обращена в собственность административного истца. ДД.ММ.ГГГГ право собственности прекращено в связи с отчуждением квартиры истцом, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 30.09.2020.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N административному истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи 1 человек, в связи с распоряжением Дунаевой ранее предоставленной от государства квартирой, которую она не имеет возможности сдать, что препятствует её повторному обеспечению жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С таким решением согласился гарнизонный военный суд, отказав Дунаевой в удовлетворении её административного иска.
Между тем этот вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" абз. 1 ст. 15 которого гласит, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, к категории которых относится Дунаева (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из абз. 17 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 13 п. 1 той же статьи военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).
Содержание названных законодательных норм указывает на то, что предоставление жилья всем военнослужащим и признание их для этого нуждающимися производится по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.
В силу ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, собственниками жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями, либо собственниками жилых помещений или членами семьи нанимателя (собственника) жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
По смыслу вышеприведённых положений действующего законодательства, правовым основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в жилье на территории РФ является право собственности и иные права военнослужащего на жилое помещение, находящееся на территории РФ, общая площадь которого на одного члена семьи составляет более учётной нормы жилья, установленной, в том числе, в избранном военнослужащим месте жительства.
Дунаева к данной категории граждан не относится, поскольку жилья для постоянного проживания, как следует из материалов дела, не имеет.
Жилищным кодексом РФ предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учёт.
Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведённых норм закона следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретёнными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учёт либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Гарнизонным судом данные положения законодательства во внимание не приняты и не дано должной оценки тем обстоятельствам, что на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения Дунаева являлась военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, при общей продолжительности военной службы более 20 лет, не имеющей права пользования жилыми помещениями для постоянного проживания и не реализовавшая своё право на жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения 11 апреля 2016 г. административным истцом принадлежавшего ей жилого помещения данное обстоятельство не могло служить основанием для отказа в признании Дунаевой нуждающейся в жилых помещениях.
При этом суд отвергает, как не состоятельную, ссылку представителя административного ответчика в поданных на жалобу возражениях на возможность повторного обеспечения Дунаевой жильём на общих основаниях только исключительно органами местного самоуправления, поскольку Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает обязанность по жилищному обеспечению военнослужащих на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, то есть, применительно к административному истцу, на войска национальной гвардии РФ, а не на органы местного самоуправления.
К тому же суд апелляционной инстанции констатирует, что в силу абз. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение жилищной комиссии не содержит указания на наличие иных предусмотренных законом оснований для отказа Дунаевой в признании нуждающейся в жилых помещениях и постановке на соответствующий учёт, вывод суда первой инстанции о законности названного решения является неверным.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Учитывая наличие в деле доказательств, достаточных для рассмотрения дела по существу, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.
При разрешении вопроса о судебных расходах по делу, состоящих из уплаченной истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы, суд руководствуется ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ, в соответствии с которыми выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину, которая подлежит взысканию в размере 450 руб. с привлечённой к участию в деле войсковой части 3468.
Руководствуясь 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Челябинского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2021 г. по административному иску Дунаевой Светланы Викторовны к жилищной комиссии войсковой части N отменить.
Принять по административному делу новое решение, которое изложить в следующей редакции:
Требования административного искового заявления Дунаевой Светланы Викторовны удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N об отказе в признании истца нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
Возложить на жилищную комиссию войсковой части N обязанность рассмотреть установленным порядком заявление Дунаевой С.В. о признании её нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания и постановке на соответствующий учёт.
Жилищной комиссии войсковой части N необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в Челябинский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с войсковой части N в пользу Дунаевой Светланы Викторовны государственную пошлину в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей.
Председательствующий
А.В. Скачков
Судьи
С.А. Крамской
В.А. Харечко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.