Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовой В.В.
при секретаре Нечай А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика С. на решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 декабря 2020 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю к С. о взыскании задолженности по налогам и пени, установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России N 7 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с С. транспортный налог за 2018 год в размере 24400 руб. и пени в размере 195, 81 руб, земельный налог за 2018 год в размере 42514 руб. и пени в размере 341, 18 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что С. является плательщиком названных налогов, поскольку ему на праве собственности принадлежали транспортные средства "Камаз-55102", государственный регистрационный знак ***, "Газ-353", государственный регистрационный знак ***, трактор "Т-150", государственный регистрационный знак ***, трактор "Беларус-82.1", государственный регистрационный знак ***, а также земельные участки, расположенные на территории "адрес" Алтайского края с кадастровыми номерами ***. Административному ответчику направлялись налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты указанных сумм налогов и пеней, однако добровольно налоги и пени уплачены не были. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка N 1 Павловского района вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступлением возражений должника.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ требования налогового органа удовлетворены частично, с С. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 23050 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 184, 97 руб, недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 41750 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 335 руб, всего 65319, 97 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С С. в доход муниципального образования Павловский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 2160 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик С. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование ссылается на то, что ДД.ММ.ГГ решением Арбитражного суда Алтайского края он был признан несостоятельным (банкротом), требования о взыскании спорных обязательных платежей и санкций подлежали предъявлению в рамках дела о банкротстве, поскольку существует очередность удовлетворения самих требований кредиторов по текущим платежам по отношению друг к другу. Считает, что указанные требования должны были быть заявлены до окончания процедуры реализации имущества должника в рамках дела о банкротстве.
В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав С, настаивавшего на удовлетворении жалобы, проанализировав доводы жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не находит.
Удовлетворяя требования о взыскании транспортного налога за 2018 год в части и взыскивая недоимку в размере 23050 руб, суд первой инстанции исходил из того, что расчет транспортного налога за трактор "Беларус-82.1", государственный регистрационный знак ***, произведен налоговым органом за 12 месяцев 2018 года, тогда как по сведениям регистрирующего органа данное транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком в течение 4 месяцев.
Кроме того, разрешая спор о взыскании земельного налога за 2018 год в размере 41750 руб. (42514 руб.-764 руб.), суд первой инстанции исходил из того, что в Едином государственном реестре недвижимости не имеется сведений о зарегистрированных правах, о переходе прав на земельный участок с кадастровым номером 22:31:010301:30. Земельный участок снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем требования налогового органа удовлетворил частично.
Данные выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений)).
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу подпункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя. Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 40 руб.; свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65 руб.; для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
В силу статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Уплата земельного налога на территории муниципального образования Чернопятовский сельсовет Павловского района Алтайского края регулируется решением о введении земельного налога, утвержденным Собранием депутатов Чернопятовского сельсовета Павловского района Алтайского края от 30 октября 2014 года N 15. Для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0, 3% от их кадастровой стоимости.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в 2018 году С. являлся собственником транспортных средств "Камаз-55102", государственный регистрационный знак *** (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ, мощность двигателя 210 л.с), "ГАЗ-53", государственный регистрационный знак *** (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ, мощность двигателя 115 л.с), трактор "Т-150", государственный регистрационный знак МС4423 (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ, мощность двигателя 165 л.с), трактор "Беларус-82.1", государственный регистрационный знак *** (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ, дата снятия с учета ДД.ММ.ГГ, мощность двигателя 81 л.с), а также собственником земельных участков, расположенных на территории "адрес" Алтайского края, кадастровые номера *** (кадастровая стоимость 4 488 304 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ, право собственности на 11/25 долей), *** (кадастровая стоимость 2 143 961, 4 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ), *** (кадастровая стоимость 3 762 344, 85 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ), *** (кадастровая стоимость 1 463 092 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ), *** (кадастровая стоимость 3 550 310 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ), *** (кадастровая стоимость 1 169 820 руб, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГ).
С учетом налоговых ставок, налоговой базы и периода владения транспортными средствами транспортный налог за 2018 год составил 23050 руб.: "КАМАЗ-55102" - 13650 руб, "ГАЗ-53" - 4600 руб, трактор "Т-150" - 4125 руб, трактор "Беларус-82.1" - 675 руб.
Земельный налог за 2018 год составил 41750 руб. за земельные участки: с кадастровым номером *** - 5482 руб. (правомерно взыскан судом в пределах заявленных налоговым органом требований); с кадастровым номером *** - 6432 руб, с кадастровым номером *** - 11287 руб, с кадастровым номером *** - 4389 руб, с кадастровым номером *** - 10651 руб, с кадастровым номером *** - 3509 руб.
Расчет транспортного и земельного налогов, подлежащих взысканию с налогоплательщика, является верным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1, пунктом 6 статьи 58, пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации названные налоги подлежали уплате не позднее 2 декабря 2019 года.
В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Поскольку С. является налогоплательщиком, в его адрес с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, следовательно, у него возникла обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2018 год.
В связи с неуплатой в установленный законом срок названных налогов С. через личный кабинет ДД.ММ.ГГ передано требование *** об уплате налогов и пеней по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГ, которое исполнено не было.
Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Ввиду того, что С. своевременно не была исполнена обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2018 год, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания пеней за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Пени правомерно начислены на недоимку по транспортному налогу в размере 23050 руб, по земельному налогу в размере 41750 руб. и составляют 184, 97 руб. и 335 руб. соответственно. Расчет пеней является верным.
Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование *** об уплате налога и пени, выставленное по состоянию на ДД.ММ.ГГ, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его составления.
Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа, затем с административным иском (ДД.ММ.ГГ) после отмены судебного приказа (ДД.ММ.ГГ) административным истцом соблюдены.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимки за 2018 год по транспортному налогу в размере 23050 руб, по земельному налогу в размере 41750 руб. и пени в размере 184, 97 руб. и 335 руб. соответственно.
Ссылки в жалобе на признание С. решением Арбитражного суда Алтайского края несостоятельным (банкротом) отмену решения не влекут.
В силу пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Из материалов дела следует, что заявление о признании С. несостоятельным (банкротом) принято Арбитражным судом Алтайского края 30 августа 2018 года.
Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года).
В настоящем деле поставлен вопрос о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам за налоговый период 2018 года, соответственно, платежи, исчисленные по итогам этого налогового периода, окончившегося после принятия заявления о признании С. банкротом, являются текущими платежами.
По общему правилу кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются в общем порядке вне рамок дела о банкротстве.
Как указано выше в силу положений пункта 4 статьи 57, пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного и земельного налогов у С. возникла после получения налогового уведомления *** от 27 июня 2019 года, переданного в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Указанные налоги подлежали уплате в срок не позднее 2 декабря 2019 года.
В случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации.
До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры принудительного взыскания задолженности. Такой порядок направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности по уплате налогов физическими лицами.
Меры по взысканию недоимки должны приниматься с соблюдением порядка и сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, завершение процедуры реализации имущества С. (определение Арбитражного суда Алтайского края от 17 августа 2020 года), вопреки утверждениям в жалобе, предъявлению налоговым органом в суд требований о взыскании с него недоимки за 2018 год по названным выше налогам не препятствовало.
Вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для освобождения С. от обязанности по уплате спорных сумм является верным.
При установленных по делу обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья В.В.Титова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.