Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Миргородской И.В.
судей
Хвещенко Е.Р, Ильинской Л.В.
при секретаре
Землянской Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2021 года апелляционную жалобу Ч. на решение Красносельского районного суда города Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-3274/2020 по иску Ч. к СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - СПб ГКУ "МФЦ") о взыскании компенсации морального вреда, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В, выслушав объяснения представителя ответчика СПб ГКУ "МФЦ" - Б, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ч. обратился в суд иском к СПб ГКУ "МФЦ", в котором просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб, обязать МФЦ г. Санкт-Петербурга разместить во всех подразделениях информацию об обслуживании инвалидов 1 и 2 групп вне очереди.
В обоснование своих требований истец указывал, что 26.02.2020 обратился за получением услуги в сектор 2 МФЦ Красносельского района, предъявил работнику МФЦ справку о наличии у него 2 группы инвалидности и предложил обслужить его вне очереди. В ответ на его обращение работник МФЦ отказал в обслуживании вне очереди и предложил ждать один час, в результате чего истец не смог получить услугу, поскольку по состоянию здоровья не мог стоять в очереди час или более. При этом в МФЦ нет объявления о льготной категории лиц, обслуживаемых вне очереди.
Решением Красносельского районного суда города Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Ч. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Ч. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что МФЦ не относится к указанным в абз. 7 п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 организациям, поскольку МФЦ относятся к организациям обслуживающим население. Кроме того, указывает, что максимальный срок ожидания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 не должен превышать 15 минут.
Истец Ч. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, доказательств уважительности причин неявки в судебную коллегию не представил, при таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу абз. 7 п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 01.07.2014) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Деятельность МФЦ регламентирована Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" (Правила N 1376).
Пунктом 5 ст. 2 Закона N 210-ФЗ установлено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
В соответствии с ч. 1 п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги.
Через МФЦ государственные и муниципальные услуги предоставляются в соответствии со стандартами обслуживания заявителей, утверждаемыми региональными нормативно-правовыми актами (ч. 2, 5 ст. 15 Закона N 210-ФЗ, п. 1 Правил N 1376).
Указанные стандарты могут содержать положения о внеочередном обслуживании отдельных категорий заявителей.
Стандарт комфортности обслуживания заявителей в Многофункциональном центре предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденный Приказом Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городской мониторинговый центр" от 11.06.2010 N 72, не предусматривает преимущественное право обслуживания при личном обращении в МФЦ для инвалидов I и II групп.
При этом пунктами 5.5-5.7 названного Стандарта установлено, что время ожидания в очереди для подачи документов не должно превышать 45 минут, время ожидания в очереди для получения документов не должно превышать 15 минут, обращение заявителей в структурное подразделение многофункционального центра может осуществляться также по предварительной записи.
Разрешая требования об обязании разместить в подразделениях МФЦ информацию об обслуживании инвалидов 1 и 2 групп вне очереди, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные доказательства, обстоятельства дела, пришел к правильному выводу, что отсутствуют основания для обязании ответчика разместить информацию об обслуживании инвалидов 1 и 2 групп вне очереди.
Судом правильно учтено, что в МФЦ реализована возможность получения государственных и муниципальных услуг по предварительной записи, что предоставляет возможность лицам с ограниченными возможностями здоровья получить указанные услуги без очереди.
Информация о возможности предварительно записаться на прием и подать документы для получения государственной услуги без ожидания в очереди первым освободившимся инженером-инспектором размещена на портале "Государственные и муниципальные услуги (функции) в г. Санкт-Петербурге", в зоне информирования МФЦ, а также доводится до граждан при обращении в Центр телефонного обслуживания и администраторами МФЦ.
Ч. при обращении 26.02.2020 в сектор N 2 МФЦ Красносельского района - структурное подразделение СПб ГКУ "МФЦ" в связи с большим количеством граждан, обратившихся в МФЦ за получением государственных услуг, в том числе и социальной сферы, за которыми обращаются граждане льготных категорий, и увеличением времени ожидания в очереди, был уведомлен о возможности предварительной записи для оформления государственной услуги. От предварительной записи истец отказался, что не оспаривалось им в суде первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что истцом, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду относимых и допустимых доказательств причинения ему нравственных или физических страданий в результате неправомерных действий ответчика, в связи с чем основания для удовлетворения такого требования отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Для удовлетворения требований о компенсации морального вреда истцу необходимо представить доказательства, достоверно свидетельствующие о факте несения им нравственных или физических страданий, вине причинителя вреда или того факта, что установление вины в силу ст. 1100 ГК РФ, не требуется.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, что истцом каких-либо объективных доказательств причинения ему нравственных или физических страданий действиями ответчика, суду представлено не было.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда города Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.