Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Ивановой Ю.В, Ильичевой Е.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в судебном заседании 28 апреля 2021 года административное дело N2а-2185/2020 по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав возражения представителя административного ответчика - Богословской Ю.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, в котором просило признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в исполнении поручений Президента и Государственного совета Российской Федерации в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942-1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование заявленных требований, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" указало, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N2039-р административный истец направил в адрес Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 сентября 2020 года, при этом, ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне. Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в Москве 3-5 декабря 2018 и включенный в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, предписывает органам государственной власти организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Как указал административный истец, бездействие органа исполнительной власти, в лице административного ответчика, заключается в бездействии государственных органов в исполнении поручений Президента Российской Федерации, в нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: благотворителей и добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения. Также административный истец указал, что просветительское инклюзивное мероприятие "Военный Заем 1942-1945" проводится во исполнение Послания Президента Российской Федерации и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Благотворители Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии "Военный Заем 1942-1945".
Кроме того, административный истец отразил, что отказ административного истца от межсекторного взаимодействия нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства (неопределенный круг лиц), работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают их в получении благотворительной помощи, а также бездействие административного ответчика в рамках административно-властных отношений противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" изменило предмет административных исковых требований и просило признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942-1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2020 года административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2020 года административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 15 декабря 2020 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" указало, что судом неверно определены обстоятельства дела и неверно применены положения законодательства, регулирующие возникшие правоотношения. Также апеллянт указал, что судом был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку судом не были истребованы доказательства законности бездействия государственного органа, не направлены копии определения о принятии и подготовке административного дела к судебному заседанию, а также суд не направил копию возражений административного ответчика в адрес административного истца, лишив последнего права представления дополнительных возражений.
Представитель административного ответчика - Богословская Ю.В, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель административного истца, Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не представил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в адрес Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области с письмом от 18 января 2020 года N04718, в котором указало о проведении каждое воскресенье в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне открытых мероприятий по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе с минимальным количеством участников 100 человек и минимальным количеством из 10 учреждений и просило определить дату и время мероприятия, ответственное за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие должностное лицо.
Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области дан письменный ответ Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 13 февраля 2020 года N19-3343/2020, в котором разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" учредителями (собственниками) всех общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ленинградской области, являются муниципальные образования и в целях проведения мероприятий, организатором которых является Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности", комитет рекомендовал обращаться непосредственно в муниципальные районы (городской округ) Ленинградской области.
Данный ответ направлен почтовым отправлением по адресу, указанному в обращении, что подтверждается реестром N14 почтовых отправлений от 13 февраля 2020 года.
Также, из материалов дела следует, что 16 апреля 2020 года, в связи с поступившим запросом о неполучении Королевым Ю.В. ответа на обращение от 18 января 2020 года N04718, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в адрес Королева Ю.В, являющегося представителем Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", направлен письменный ответ, содержащий аналогичные сведения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконное бездействие административным ответчиком не допущено, что исключает нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Несогласие административного истца с содержанием ответа не может означать нарушения прав заявителя по результатам рассмотрения его обращения.
Судебная коллегия полагает необходимым с выводами суда первой инстанции согласиться по следующим основаниям.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предписано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Судом первой инстанции установлено, что обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" рассмотрено административным ответчиком по существу поставленных в нем вопросов, административному истцу разъяснено право на обращение для взаимодействия непосредственно в муниципальные районы (городской округ) Ленинградской области. Ответ на обращения дан в установленный законом тридцатидневный срок, нарушений порядка рассмотрения обращений не допущено.
Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по рассматриваемой категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении административного иска.
Ссылки административного истца на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (далее по тексту - Постановление N1425) не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Из содержания рассмотренного Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области обращения следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило его в порядке, предусмотренном Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", классифицируя обращения, как предложение, заявление и жалобу.
При таких обстоятельствах заявленные в обращениях требования, исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", правильно были расценены как обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы, суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решения, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции прав административного истца, выразившихся в не направлении копии возражений административного ответчика, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в материалах дела имеется сопроводительное письмо Всеволожского городского суда Ленинградской области о направлении в адрес административного истца копии отзыва Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и отзыв административного истца на возражения административного ответчика.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 декабря 2020 года по административному делу N2а-2185/2020, оставить без изменений, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.