Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Ивановой Ю.В, Ильичевой Е.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2021 года административное дело N2а-5664/2020 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 17 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Русанова Игоря Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от 18 мая 2019 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного истца Русанова И.С. - Верховых Ю.И. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Красновой Е.И. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русанов И.С. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вынесенное в отношении административного истца.
В обоснование заявленных требований Русанов И.С. указал, что 07 сентября 2020 года при пересечении границы он узнал о том, что ему не разрешен въезд в Российскую Федерацию до 16 февраля 2022 года, при этом, копия решения вручена не была. Административный истец не согласен с принятым решением, поскольку с 2000 года проживает в Российской Федерации и 20 февраля 2020 года зарегистрировал брак с гражданкой Российской Федерации ФИО1 Также истец указал, что имеет твердое намерение проживать с супругой на территории Российской Федерации, при этом, он отметил, что с 2018 года приобрел в собственность долю в уставном капитале ООО " "... "" и состоит на налоговом учете и добросовестно выплачивает налоги. Кроме того, Русанов И.С. отметил, что к уголовной и административной ответственности он не привлекался, свободно владеет русским языком, не нарушает безопасность Российской Федерации. По мнению административного истца, вынесенное решение миграционного органа несоразмерно и является вмешательством в его личную жизнь.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 17 декабря 2020 года, заявленные Русановым И.С. требования удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18 мая 2019 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Русанову И.С.
В апелляционной жалобе Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указывает, что выводы суда первой инстанции необоснованны. Так апеллянт указывает, что материалы дела не содержат доказательств осуществления Русановым И.С. трудовой деятельности, не представлено доказательств наличия у Русанова И.С. собственности на территории Российской Федерации и уплаты установленных законодательством налогов. Кроме того, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указало, что материалы дела не содержат доказательств совместного проживания административного истца с супругой на территории Российской Федерации и наличия тесной связи административного истца с Российской Федерацией.
Представитель административного ответчика, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Краснова Е.И, действующая на основании доверенности, в заседание суд апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец, Русанов И.С, в заседание суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя - Верховых Ю.И, действующую по доверенности.
Представитель административного истца - Верховых Ю.И, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, выслушав мнение явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции установлено, что Русанов И.С, "дата" года рождения, является гражданином Украины.
18 мая 2019 года Управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу было принято решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданину Украины Русанову И, "дата" года рождения, сроком на три года до 16 февраля 2022 года на основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Основанием к принятию указанного решения послужило то, что Русанов И.С. в период своего пребывания на территории Российской Федерации в течение трех лет был неоднократно привлечен к административной ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации.
Так судом первой инстанции установлено, что в отношении Русанова И.С. были вынесены следующие постановления о привлечении к административной ответственности:
- 10 июня 2016 года постановление за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- 05 февраля 2019 года постановление за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также судом первой инстанции установлено, что Русанов И.С. длительное время проживает на территории Российской Федерации и имеет патент на осуществление трудовой деятельности с 13 декабря 2017 года.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что с 20 февраля 2020 года Русанов И.С. состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, являющейся гражданкой Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного иска, и признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции указал, что с учетом наличия у Русанова И.С. устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации оспариваемое решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию создает препятствия для реализации прав и свобод административного истца на личную и семейную жизнь, на свободу выбора места жительства и свободу передвижения.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец длительное время проживает на территории Российской Федерации, имеет устойчивые семейные связи на территории Российской Федерации, осуществлял трудовую деятельность, является учредителем ООО " "... "" и добросовестным налогоплательщиком.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм международного права, Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 4 указанного Федерального закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если он два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина после однократного совершения им административного правонарушения на территории Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, установление запрета на въезд в Российскую Федерацию может быть произведено при установлении фактов неоднократного привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, независимо от состава административного правонарушения.
Привлечение Русанова И.С. к административной ответственности подтверждается постановлениями по делам об административных правонарушениях, копии которых имеются в материалах дела.
Совершение административных правонарушений административным истцом не оспаривается, постановления о привлечении к административной ответственности в установленном порядке не обжалованы и не признаны незаконными. Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" разъяснено, что, как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничении я представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 марта 2006 года N 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Из разъяснения Европейского Суда по правам человека следует, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
С учетом вышеприведенных норм права и разъяснений о порядке их применения указанное неразрешение на въезд может быть преодолено истцом в избранном им порядке в связи с наличием каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в его личную и семейную жизнь. При этом несоразмерность этого вмешательства должна быть очевидна, несмотря на сознательное совершение заявителем нарушения действующего законодательства, в период своего пребывания в Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае можно прийти к выводу о наличие у административного истца таких объективных причин личного характера.
Из материалов дела следует, что Русанов И.С. длительное время проживает на территории Российской Федерации.
Допрошенная в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля ФИО2 отметила, что Русанов И.С. с 2016 года снимал у нее комнату и постоянно проживал в Санкт-Петербурге. Также свидетель пояснила, что у Русанова И.С. имеется земельный участок, на котором строится дом и Русанов И.С. собирается проживать постоянно в Санкт-Петербурге.
Также материалами достоверно подтверждено, что с февраля 2018 года Русанов И.С. является учредителем ООО " "... "", которое расположено по адресу: "адрес".
ФИО3, являющийся соучредителем ООО " "... "" и допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что без личного присутствия Русанова И.С. невозможно проведение регистрационных и организационных действий с ООО "Кафе на Грибоедова", что в свою очередь приносит ущерб ООО " "... "".
Также материалами дела подтверждено, что с 20 февраля 2020 года между Русановым И.С. и гражданкой Российской Федерации ФИО1 зарегистрирован брак.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 указала, что с 2019 года состояла в отношениях с Русановым И.С, с которым совместно находилась на телепроекте "Дом-2" и проживала с ним на Сейшельских островах. ФИО1 пояснила, что после ухода с телепроекта вместе с супругом собирались проживать в Санкт-Петербурге, но при пересечении границы Русанова И.С. не впустили в Российскую Федерацию. Свидетель также отметила, что на территории Санкт-Петербурга Русанов И.С. строит дом для проживания, при этом, на территории Украины у него отсутствует собственность и в настоящее время он проживает на съемной квартире, а также не трудоустроен. Кроме того, ФИО1 указала, что не намерена проживать на Украине, поскольку она имеет работу в Российской Федерации и продолжение работы на Украине для нее невозможно.
Кроме того, свидетель ФИО1 и ФИО2 подтвердили, что Русанов И.С. проживает на территории Российской Федерации более пяти лет и не имеет прочных связей со страной своего исхода.
На основании изложенного, судебная коллегия находит обоснованными доводы Русанова И.С. о наличии у него на территории Российской Федерации устойчивых семейных связей с гражданами Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции обосновано приняты во внимания показания допрошенных свидетелей, поскольку они согласуются между собой и с иными доказательствами по делу.
Одновременно, административным ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений относительно наличия устойчивых связей административного истца с Российской Федерацией, а также не представлено доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы относительно неуплаты административным истцом установленных фиксированных платежей за осуществление трудовой деятельности.
Ссылка на имеющуюся в материалах дела справку N2020-128900 от 16 декабря 2020 года не имеет правового значения, поскольку вопрос о соблюдении ООО " "... "" налоговых обязательств не является предметом спора по настоящему делу.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что неразрешение въезда Русанову И.С. на территорию Российской Федерации, где проживает его супруга, в данном случае будет являться существенным вмешательством в личную семейную жизнь заявителя, поскольку делает невозможным его совместное проживание с супругой.
Принимая во внимание обстоятельства дела и приведенные выше положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам проверки конституционности отдельных положений Федеральных законов "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, оспариваемое административным истцом решение от 26 июня 2019 года не отвечает принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению, и противоречит нормам действующего законодательства, принятым решением о неразрешении въезда в Российскую созданы препятствия для реализации прав и свобод Русанова И.С, в связи с чем, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
Кроме того, подпункт 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не предусматривает безусловный отказ в выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию гражданину или лицу без гражданства в случае неоднократного (два и более раза) привлечения этих лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, а лишь предусматривает возможность такого отказа.
При этом определяющее значение имеют тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания. Также следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Русановым И.С. был превышен срок пребывания на территории Российской Федерации, что дает основания для принятия в отношении него решения о разрешении въезда в Российскую Федерацию на основании пункта 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность конкретного решения миграционного органа.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 17 декабря 2020 года, по административному делу N2а-5664/2020, оставить без изменений, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.