Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Климовой С.В, Масленниковой Л.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе представителя Носовой И.Ю. по доверенности адвоката фио на решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Носовой И. Ю. к ГУ МВД России по адрес о признании права на социальное обеспечение, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Носова И.Ю. обратилась в суд к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по адрес (ГУ МВД России по адрес) с иском о признании права на социальное обеспечение в соответствии со статьей 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований Носова И.Ю. ссылалась на то, что с дата проходила службу в органах внутренних дел, в период с дата по дата - службу в органах ФСКН России, стаж ее службы составляет 20 лет 04 месяца 22 дня, с дата она является получателем пенсии за выслугу лет, однако меры социальной поддержки, указанные в статье 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, ей не предоставляются, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении причин отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки, на что получила ответ о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот сотрудникам, уволенным в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в органах наркоконтроля, что является незаконным и нарушает ее права.
В судебное заседание истец и ее представитель явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Носовой И.Ю. адвокат фио в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав Носову И.Ю. и ее представителя адвоката фио, представителя ГУ МВД России по адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 142 Положения о службе в органах внутренних дел по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 613, которым регулировались служебные отношения сотрудников ФСИН России на момент увольнения Носовой И.Ю, сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в органах наркоконтроля.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).
Гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).
Сотрудник или гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, при направлении на долечивание (реабилитацию) в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти непосредственно после лечения в стационарных условиях имеет право на бесплатное получение путевки в такую организацию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае, если сотруднику или гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющему стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более в календарном исчислении, не может быть предоставлена путевка на лечение в медицинской организации (санаторно-курортной организации) уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с направлением медицинской организации указанного федерального органа, такому сотруднику или гражданину Российской Федерации в порядке, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета может быть приобретена путевка в иную медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) соответствующего профиля (часть 8 статьи 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).
Пункт 7 части 8 статьи 3 указанного Федерального закона предусматривает, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в учреждениях и органах.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, которые определяют порядок бесплатного оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), проведения медицинских обследований и медицинских освидетельствований, профилактических медицинских осмотров, бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. "а") граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил прикрепление указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил граждан (за исключением сотрудников) на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится указанными медицинскими организациями по территориальному принципу по направлению пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пенсионного обеспечения этих граждан, осуществляется при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации, пенсионного удостоверения, выданного пенсионным органом, справки из пенсионного органа с указанием оснований увольнения со службы в органах внутренних дел (органах наркоконтроля) и стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел (органах наркоконтроля), подтверждающей право на медицинское обеспечение в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иных установленных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих статус лица, прикрепляемого на медицинское обеспечение.
Судом установлено, что Носова И.Ю. с дата проходила службу в органах внутренних дел, в период с дата по дата - службу в органах ФСКН России.
Приказом N 324л/с от дата Носова И.Ю. была уволена со службы в федеральных органах по контрою за оборотом наркотиков по подпункту 1 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 613, по собственному желанию.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от дата приказ N 324-лс от дата об увольнении Носовой И.Ю. был признан незаконным и она восстановлена на службе в должности старшего следователя по особо важным делам 7 отдела Управления ФСКН России по адрес с дата.
Приказом начальника Управления ФСКН по адрес N 136-лс от дата Носова И.Ю. была восстановлена на службе в должности на основании решения суда с дата.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата решение Савеловского районного суда города Москвы от дата было отменено и по делу постановлено новое решение об отказе Носовой И.Ю. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе.
Приказом начальника службы кадров и воспитательной работы Управления ФСКН по адрес N 9-лс от дата Носова И.Ю. была уволена со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 22 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в органах наркоконтроля.
При этом на момент увольнения дата выслуга лет Носовой И.Ю. составляла 20 лет 04 месяца 22 дня.
С дата Носова И.Ю. является получателем пенсии за выслугу лет.
Из ответа Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по адрес N 3/187718732321 от дата на заявление Носовой И.Ю. о разъяснении мотивов отказа в предоставлении мер социальной поддержки следует, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление требуемых Носовой И.Ю. льгот сотрудникам, уволенным со службы в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в органах наркоконтроля.
В обоснование заявленного иска Носова И.Ю. ссылалась на то, что предусмотренная Федеральным законом норма введена для лиц, восстановленных после увольнения по отрицательным мотивам и уволенным повторно после отмены решения суда, тогда как к ней данная норма закона не применима, так как изначально она была уволена со службы по собственному желанию.
Возражая против исковых требований Носовой И..Ю. представитель ответчика указывал на то, что поскольку поводом для увольнения Носовой И.Ю. послужила отмена решения суда о восстановлении на службе в учреждениях и органах наркоконтроля, то оснований для предоставления ей льгот в соответствии со статьей 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ не имеется.
Также суд установил, что Носовой И.Ю. и ее представителем адвокатом фио была направлена жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации о признании положений частей 5, 6, 8, 9 статьи 10 и пункта 7 части 8 статьи 3 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" в части исключения граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основанию, указанному в пункте 7 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 2), 39 (части1), 55, в той мере, в какой содержащаяся в них норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования, лишает граждан, прослуживших в федеральных органах исполнительной власти и уволенных со службы в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в учреждениях и органах, при условии добросовестного несения службы и уволенных не по отрицательным мотивам, прав на социальное обеспечение (получение единовременного пособия гражданами, уволенными со службы в учреждениях и органах; медицинское обеспечение, приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за установленную плату; права на бесплатное получение путевки при направлении на долечивание (реабилитацию) в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти непосредственно после лечения в стационарных условиях в установленном порядке; права на выплату денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из ответа Конституционного Суда Российской Федерации на жалобу Носовой И.Ю. от дата следует, что из приложенных к жалобе решения Тверского районного суда города Москвы от дата и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата не следует, что судами при разрешении дела о признании незаконным приказа об увольнении, изменении основания увольнения, применялись оспариваемые истцом положения пункта 7 части 8 статьи 3 и частей 5, 6, 8 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Носовой И.Ю. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что поскольку истец была уволена со службы по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то учитывая положения пунктов 5, 6 и 8 статьи 10 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, оснований для назначения ей мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 10 указанного Закона, не имеется. При этом суд учел, что факт направления Носовой И.Ю. в Конституционный Суд Российской Федерации жалобы о несоответствии Конституции Российской Федерации вышеуказанных норм в части, лишающих ее права на получение мер социальной поддержки, в данном случае правового значения для правильного рассмотрения и разрешения настоящего спора не имеет, поскольку указанная жалоба была подана без соблюдения требований, установленных Федеральным конституционным законом от дата N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал истцу в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу и направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке абзаца 6 статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание, так как из материалов дела усматривается, что Носова И.Ю. самостоятельно обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого ей был дан ответ и, кроме того, в случае возникновения дополнительных оснований истец не лишена возможности самостоятельно вновь обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебном акте, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и неверное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Носовой И.Ю. по доверенности адвоката фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.