Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Масленниковой Л.В., Лобовой Л.В., при секретаре Джемгирове М.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело (номер дела в суде первой инстанции 2-3528/20) по апелляционной жалобе фио на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 06 октября 2020 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии отказать", УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО), в котором просила обязать ответчика включить в ее стаж, являющийся основанием для исчисления страховой пенсии по старости период трудовой деятельности с дата по дата в 115 Комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота в должности заведующей делопроизводством и произвести перерасчет размера пенсии, выплатив недополученную сумму со дня ее назначения, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что ответчик, выплачивая ей с дата страховую пенсию по старости, неверно исчислил ее размер, необоснованно исключил из страхового стажа истца период трудовой деятельности, отраженный в трудовой книжке, с дата по дата в 115 Комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота, которая входила в структуру Минобороны России в должности заведующей делопроизводством. Местом дислокации данного воинского формирования являлся г. Севастополь, до дата- Украина. дата истец обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако ответчиком принято решение от дата N 1/317 об отказе в перерасчете пенсии, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала; представители ответчика в судебном заседании иск не признали.
Суд постановилуказанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, возражения представителя ответчика по доверенности Ноздря А.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения исходя из следующего.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с дата
До дата основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от дата N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от дата N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от дата N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
дата между государствами - участниками СНГ подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, статьей 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до дата.
Понятие общего трудового стажа определено в статье 30 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно указанной норме под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до дата
Из пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от дата N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" следует, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от дата, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от дата N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио,... паспортные данные, с дата является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По состоянию на дата размер страховой пенсии по старости составляет сумма, что подтверждается справкой от дата N 3242570/19 (л.д.8).
При оценке пенсионных прав истца при назначении пенсии принят к расчету страховой стаж истца 31 год 01 месяц 22 дня (с 01.09.1979 г. по 28.06.1982 г, с 02.08.1982 г. по 13.08.1985 г, с 14.08.1985 г. по 26.10.1986 г, с 27.10.1986 г. по 07.07.1987 г, с 08.07.1987 г. по 17.01.1988 г, с 18.01.1988 г. по 13.02.1989 г, с 14.02.1989 г. по 15.10.1989 г, с 16.10.1989 г. по 13.09.1990 г, с 25.09.1990 г. по 31.12.1990 г, с 01.01.1991 г. по 09.07.1992 г, с 10.07.1992 г. по 18.02.1996 г, с 19.02.1996 г. по 30.06.1996 г, с 01.07.1996 г. по 16.12.1997 г, с 29.12.1997 г. по 01.06.1998 г, с 02.06.1998 г. по 12.10.1998 г, с 13.10.1998 г. по 18.05.1999 г, с 19.05.1999 г. по 31.12.2001 г, с 20.09.2007 г. по 03.10.2007 г, с 04.10.2007 г. по 25.07.2008 г, с 15.09.2008 г. по 31.12.2008 г, с 01.04.2009 г. по 31.12.2018 г, с 01.01.2019 г. по 24.11.2019 г.), общий трудовой стаж 19 лет 00 месяцев 18 дней, стаж на 01.01.1991 г. - 08 лет 04 месяца 19 дней. Стажевый коэффициент 0, 55 (стажевый коэффициент для застрахованных лиц составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин). РП=660, ПК1=(660-450)х228(количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости). Пенсионный капитал на дата - сумма, ПК1=47 суммах5, 61481656038 (индексации с дата по дата)х0, 95250000(19х12+18/30/240)= сумма
С дата на основании ст. 30.1 Закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведена переоценка пенсионных прав (валоризация). Гражданам, имеющим трудовой стаж до дата пенсионный капитал увеличивается на 10%. Лицам, имеющим трудовой стаж до дата, дополнительно увеличивается на 1% за каждый полный год трудового стажа, приобретенного до дата.
Стаж на дата составляет: 08 лет 04 месяца 19 дней (процент валоризации - 10+8=18). Сумма валоризации сумма (256 067, 64х18%).
ПК2- сумма страховых взносов, поступивших на лицевой счет на дату назначения пенсии с учетом всех индексаций - 601 534, 360.
Пенсионный капитал сумма (256 067, 64 + 601 534, 360+46 092, 18), страховая часть сумма (903 694, 18/228). Индивидуальный пенсионный коэффициент 61, 834 (3 963, 57/64, 10).
ИПКн=39, 293, ИПК суммарный=106, 837 (61, 834+39, 293+5, 710), 106, 837х87, 24 (стоимость одного пенсионного коэффициента)= сумма
Истцу произведены индексации и перерасчеты в соответствии с п. 5 ст. 17 ФЗ-173: размер пенсии с дата = сумма (ФБР-5 сумма, СЧ (106, 837+2, 017х87, 24)-9 496, 42).
Отказывая в удовлетворении исковых требований
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что при исчислении страхового стажа не учтен периоды трудовой деятельности истца: с дата по дата, отраженный в трудовой книжке - в должности заведующей делопроизводством в комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота.
Согласно архивной справке ФГКУ Центрального архива (на Черноморском флоте) МО РФ от дата N 4206, фио работала в 115 Комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота с дата по дата в должности заведующей делопроизводством по 4 тарифному разряду в строевой части, место дислокации- г. Севастополь.
дата истец обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако ответчиком принято решение от дата N 1/317 об отказе в перерасчете пенсии по тем основаниям, что указанный период работы отсутствует в выписке из ИЛСЗЛ.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж периода работы с дата по дата в должности заведующей делопроизводством в комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота и перерасчете пенсии с учетом данного периода, суд исходил из того, что право истца на пенсию определено, на расчет размера пенсии данный период не влияет, поскольку в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений о страховых взносов не имеется; периоды работы после дата (после вступления в силу Федерального закона от дата N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными и с нарушением норм процессуального права.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.
В силу этого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 11 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от дата N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от дата N 9-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно данному Определению Конституционного Суда Российской Федерации пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичные положения в настоящее время содержит часть 2 статьи 11 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Впредь до установления соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимых средств за счет федерального бюджета.
Суд первой инстанции приведенные выше нормативные положения, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации к спорным отношениям не применил, в нарушение части 1 статьи 196, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценки доводам истца фио о том, что в спорный период ее трудовая деятельность протекала в российском воинском формировании, дислоцированном на территории Украины, и не разрешилтребования истца с учетом этих обстоятельств и норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, следует отметить, что спорный период работы истца имел место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Нельзя согласиться и с выводами суда о том, что включение в страховой стаж спорного периода работы не влияет на определение права истца на пенсионное обеспечение, поскольку согласно приведенных судом положений Федерального закона N 173-ФЗ от дата "О трудовых пенсиях в РФ" стажевый коэффициент для застрахованных лиц: - из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20, соответственно включение в страховой стаж спорного периода влечет увеличение стажевого коэффициента.
Исходя из положений ст. 23 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
С учетом изложенного, принимая во внимание также, что истцом представлена архивная справка ФГКУ Центрального архива (на Черноморском флоте) МО РФ от дата N 922, которая принята судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства и подтверждающая, что в период ее работы с дата по дата в 155 Комендатуре Управления Черноморского флота с начисленных сумм заработка производились отчисления на социальное страхование в Пенсионный фонд Украины, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж периода работы с дата по дата и иных производных требований, у суда первой инстанции не имелось, на основании чего решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об обязании ответчика включить в страховой стаж фио период трудовой деятельности с дата по дата в 115 Комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота в должности заведующей делопроизводством и произвести с дата перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж указанного периода трудовой деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 06 октября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Государственное учреждение- Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж фио период трудовой деятельности с дата по дата в 115 Комендатуре охраны и обслуживания управления Черноморского флота в должности заведующей делопроизводством и произвести с дата перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж указанного периода трудовой деятельности.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.