Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Грибовой Е.Н., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Черкасовой Ю.С.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 г, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Черкасовой Ю.С. к Министерству иностранных дел Российской Федерации об обязании МИД России принять решение по предоставлению социальной помощи, обязании произвести выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.04.20 года N 433, взыскании расходов по оплате госпошлины - отказать.", УСТАНОВИЛА:
Истец Черкасова Ю.С. обратилась в суд с иском к Министерству иностранных дел Российской Федерации об обязании МИД России принять решение по предоставлению социальной помощи, обязании произвести выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.04.20 года N 433, взыскании расходов по оплате госпошлины, мотивируя свои требования тем, что она 26 апреля 2020 г. она с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг подала заявление N756954953. Возвратиться на территорию Российской Федерации удалось только 27 апреля 2020 года. Выплаты не производятся по настоящее время, в связи с чем истец просила суд обязать МИД России принять решение о выделении помощи; и за счет казны выплатить денежные средства в размере недополученной помощи, а именно 220.000, 00 руб, а также возместить судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 5.400, 00 руб.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимала, извещалась судом надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчики в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили, извещались судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица - МВД России, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с и. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что заявление истца N 756954953 от 26.04.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 27 апреля 2020 г. письмом от 26.04.2020 г. N ОП-П24-070-Ю533дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению Истца поступили из ГИАЦ МВД России 27 апреля 2020 г. письмом N 34/8-10268 от 26.04.2020 г.
Также истец указывала на то, что на территорию Российской Федерации она вернулась 27 апреля 2020 года.
По итогам проверочных мероприятий Комиссия МИД России приняла решение об отказе в предоставлении помощи, поскольку в заявлении содержались ошибки (отличия в номере загранпаспорта, недействительный загранпаспорт, данные паспорта не совпадают).
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку принимая решение об отказе истцу в выплате, МИД России действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433.
При этом судом было правомерно учтено, что социальная помощь, представлявшаяся в рамках Постановления N 433, являлась адресной и была направлена на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Однако истец, требуя обязать МИД России принять решение о выплате, тем не менее, не представила суду доказательств, свидетельствующих о неправомерности непредставления ему социальной помощи, не указывает цель своего визита и длительного пребывания на адрес.
Судебная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что истец подала заявление на получение социальной выплаты за сутки до вылета в Российскую Федерацию (заявление подано 26.04.2020 г, а вылетала истец с семьей в Российскую Федерацию 27.04.2020 г.), в связи с чем испрашиваемая истцом социальная помощь не была направлена в данном случае на достижение цели, ради которой она предоставлялась: социальная помощь, предусмотренная Постановлением Правительства РФ N 433, прежде всего, преследовала цель обеспечить нуждающимся в денежных средствах гражданам возможность проживания и питания на территории иностранного государства до организации вывозного рейса. Между тем, путевка у истца и её семьи закончилась 03 апреля 2020 г, вылететь в Москву они должны были 03.04.2020 г, в этот же день было принято постановление Правительства РФ о предоставлении социальной помощи гражданам, находящимся за границей. Истец, зная о возможности получения помощи для проживания за границей до вывозного рейса, вплоть до самого рейса возможностью получения помощи не воспользовалась, написала заявление уже перед самым вылетом в Российскую Федерацию, что явно свидетельствует об отсутствии нуждаемости семьи истца в денежных средствах для проживания и питания в период нахождения на адрес с 03.04.2020 г. по 27.04.2020 г.
Кроме того, суд также правильно указал на то, что истец не доказала наличие законного основания для обязания ответчика совершить действия в отношении истца, направленные на предоставление социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, за период нахождения истца в иностранном государстве до возвращения в Российскую Федерацию. В настоящее время Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 признано утратившим силу и не действует, истец вернулась в Российскую Федерацию и утратила основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства.
Кроме того, истец в исковом заявлении указывала, что положением были установлены правовые основания для возникновения правоотношений относительно подтверждения права на получение помощи, и могли завершиться только после получения указанной помощи в полном объеме. Истец полагает, что вносимые изменения в Постановление Правительства от 03.04.2020 N 433 в последующем, не могут быть к ней применимы, как ухудшающие ее положение.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, данные положения имеют другое назначение, и ошибочно толкуются истцом, как применимые к правоотношениям, возникшим из Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433.
Так, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, как следует из его содержания, принято было в целях реализации мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, и предусматривало в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, оказание социальной поддержки (помощи).
При этом истец в иске ссылается на ст. 16 (Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления) и ст. 1069 (Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами) в качестве основания для обязания выплатить ей за счет казны РФ денежные средства недополученной помощи. Однако доказательств причинения ей органами государственной власти убытков (вреда) истцом в суду не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Не являются основанием к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, выразившемся в неприменении положений Постановления Правительства РФ N433 от 03.04.2020г. в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления, которое не содержало условие о том что оказание помощи после возвращения гражданина на территорию РФ не допускается.
В соответствии с п.2 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020г. (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением и на дату принятия оспариваемого решения) (далее - Положение), помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020г. по 31 мая 2020г. Помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
В последующем, в вышеуказанный п.2 Положения были внесены изменения на основании Постановление Правительства РФ от 29.05.2020 N 787, в соответствии с которыми указанный пункт изложен в следующей редакции "Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.".
То обстоятельство, что на дату подачи истцом заявления и на дату принятия оспариваемого истцом решения МИД РФ, Положение не содержало условия о том, что оказание помощи после возвращения гражданина РФ на территорию РФ не допускается, основанием к удовлетворению исковых требований не является.
Согласно п.1 Положения, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь) (далее - помощь)
Таким образом, предусмотренная Положением поддержка оказывается гражданам РФ, не имеющим возможности вернуться на территорию РФ, в связи с чем в п.13 Положения прямо предусмотрено, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечивает проверку факта выезда заявителя с территории Российской Федерации и факта въезда заявителя на территорию Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд принял в качестве доказательства распечатку проверочного материала ГИАЦ МВД, которая не имеет подписи и печати, также не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку данные сведения были переданы в МИД РФ на диске с сопроводительным письмом, подписанным заместителем начальника ФКУ "ГИАЦ МВД России".
Иные доводы апелляционной жалобы по своей сути основаны на субъективной трактовке обстоятельств дела и положений действующего законодательства, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которая была исследована судом первой инстанции с учетом представленных в материалы дела доказательств и им дана надлежащая оценка и указаны выводы, с которыми согласна судебная коллегия, соответственно, изложенные в апелляционной жалобе её заявителем возражения подлежат отклонению, поскольку направлены на необоснованную переоценку выводов суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Черкасовой Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.