Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Бухареве И.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционным жалобам фио, Минтранса России на решение Мещанского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Министерству транспорта Российской Федерации о взыскании доплаты компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично, взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу фио невыплаченные суммы компенсации за неиспользованный отпуск сумма, компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере сумма, компенсацию за задержку выплаты в размере сумма, компенсацию морального вреда сумма, судебные расходы сумма, УСТАНОВИЛА:
фио 11.03.2020 обратился в суд с иском к Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 19, 70) просил о взыскании недополученных выплат, причитающихся при увольнении в виде компенсаций за неиспользованный отпуск и в связи с сокращением штатной численности, в общей сумме сумма, денежных компенсаций за задержку выплаты по ст. 236 Трудового кодекса РФ в сумме сумма и морального вреда в размере сумма, возмещении судебных расходов по оплате юридических услуг в размере сумма, мотивируя обращение тем, что с 18.05.2005 проходил федеральную государственную гражданскую службу в Минтрансе России и 11.12.2019 уволен по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) в связи с сокращением должности гражданской службы; однако окончательный расчет при увольнении произведен не в полном объеме, поскольку при исчислении среднего заработка для расчета компенсационных выплат не включены суммы материального стимулирования, которые производились истцу в 2019 году, за счет ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда; указанные действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его права и причиняющими моральный вред.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
16.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в полном объеме просит ответчик Минтранс России по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности фио, срок на подачу которой восстановлен определением от 16.10.2020, а также истец фио в части размера присужденных сумм недополученных выплат, причитающихся при увольнении, денежной компенсации за задержку их выплаты и судебных расходов по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 19.10.2020.
В заседании судебной коллеги истец фио и представитель ответчика Минтранса России по доверенности фио доводы своих апелляционных жалоб поддержали, против удовлетворения жалобы другой стороны возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о частичной обоснованности жалобы истца и изменении решения суда в части размера присужденных сумм недополученных выплат, причитающихся при увольнении, и денежной компенсации за задержку их выплаты, в остальной части на находит оснований для отмены судебного решения ввиду следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что фио, паспортные данные, с 18.05.2005 проходил федеральную государственную гражданскую службу в Минтрансе России, с 03.06.2011 - в должности заместителя начальника отдела корпоративного управления Департамента имущественных отношений и территориального планирования, о чем сторонами заключен служебный контракт N 1457 и дополнительные соглашения к нему (л.д. 23-31).
11.12.2019 приказом N 1943/к от 05.12.2019 истец освобожден от должности, с ним расторгнут служебный контракт и он уволена с федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д. 7-8).
Согласно расчетному листку за декабрь 2019 года фио начислено и выплачено помимо оклада месячного денежного содержания, надбавок за классный чин, за особые условия, за выслугу лет и за работу с секретными документами, ежемесячного денежного поощрения пропорционально отработанному времени и дополнительного материального стимулирования также компенсация за 247 дней неиспользованного отпуска в размере сумма и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме сумма (л.д.10).
Разрешая требования фио о взыскании недополученных компенсаций, связанных с увольнением, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, письма Минфина РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
Так, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
П. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, а следовательно к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных фио требований о составе его денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ему в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного суда РФ (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 34-КГ19-4, от 28.08.2017 N 2-КГ17-13).
Из лицевой карточки фио (л.д. 69) следует, что в указанный расчетный период ему было выплачено в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования сумма, однако указанные выплаты в расчет исчисления компенсаций при увольнении не включены, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что выплаченное фио дополнительное материальное стимулирование в указанном размере должно учитываться при расчете его среднего заработка для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Минтранса России основаны на неправильном толковании и применении положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, Указов Президента РФ от 25.07.2006 N 763, от 07.05.2012 N 601, письма Минфина РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, а также на иной оценке собранных по делу доказательств о составляющих оплату труда гражданского служащего, а ссылка апелляционной жалобы ответчика на то, что Минтранс России не издавал писем и порядков о дополнительном материальном стимулировании государственных служащих Минтранса и его приказ от 09.01.2013 применен судом неверно, не влекут иное применение и толкование вышеназванных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает обоснованным апелляционную жалобу истца в части определения размера присужденной выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку за период работы в Минтрансе России истцом не использовано 247 дней отпуска, о чем указано в расчетным листке и не оспаривалось ответчиком, в то время как расчет недополученной компенсации произведен судом за 35 календарных дней.
Так, согласно расчетам сторон при включении в состав выплат, учитываемых при определении размера компенсаций при увольнении дополнительного материального стимулирования в сумме сумма, средний дневной заработок фио для расчета компенсации за неиспользованный отпуск составит сумма, вместо определенного ответчиком при увольнении истца сумма, а средний месячный заработок - сумма вместо определенного ответчиком при увольнении сумма
При таких данных, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию недополученные компенсации за неиспользованный отпуск в сумме сумма (сумма х 247 к.д. - сумма) и четырехмесячного денежного содержания в сумме сумма (сумма х 4 мес. - сумма), а всего сумма (сумма + сумма), в связи с чем в этой части решение суда подлежит изменению.
Учитывая, что судом неверно определена взыскиваемая сумма, причитающаяся истцу в счет окончательного расчета при увольнении, то и размер денежной компенсации за задержку ее выплаты по ст. 236 Трудового кодека РФ определен судом неправильно и такая компенсация за 467 дней просрочки выплаты за период с 12.12.2019 по 22.03.2021 составит сумма (сумма х 4, 5% : 150 х 467 к.д.).
Взыскание с работодателя компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав работника основано на положениях ст. 237 Трудового кодекса РФ, при этом размер присужденной судом указанной компенсации истцом не обжалуется.
Разрешая вопрос о возмещении истцу фио расходов по оплате услуг представителя и оказания юридических услуг, суд правильно руководствовался положениями ст.ст. 94, 100 ГПК РФ, учел разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и обоснованно исходил из того, что исковые требования удовлетворены, а также принял во внимание сложность данного гражданского спора, длительность рассмотрения дела, принципы разумности и справедливости, явку представителя в судебные заседания, объем оказанных им услуг, определив сумму в возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере сумма, при этом расходы фио на сумму сумма подтверждены договором об оказании юридических услуг по составлению иска к Минтрансу России и представлению интересов в Мещанском районном суде г. Москвы от 07.05.2020 с фио, чеком на оплату и актом оказанных услуг (л.д. 71-77, 170-171).
Доводы апелляционной жалобы фио о необоснованности уменьшения заявленной к взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя сумма, а также ссылки на разумность размера понесенных им расходов ввиду сложности дела и длительности его рассмотрения в суде, не могут повлечь отмену решения суда в этой части, поскольку не опровергают вывод суда о применении положений ст. 100 ГПК РФ и п.п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" о разумных пределах оплаты услуг представителя, учитывая объем и качество оказанных им услуг, сложность спора, явку представителя в три судебных заседания 14.05.2020, 10.06.2020 и 16.07.2020.
В остальной части доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба фио не содержит, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданных апелляционных жалобах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года изменить в части размера невыплаченных сумм компенсаций за неиспользованный отпуск, четырехмесячного денежного содержания и за задержку их выплаты, взыскав с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу фио невыплаченные суммы окончательного расчета при увольнении в размере сумма, денежную компенсацию за задержку выплаты в размере сумма, в остальной части решение Мещанского районного суда города Москвы от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы фио, Минтранса России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.