Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционным жалобам фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата, в редакции определения Пресненского районного суда адрес от дата об исправлении описки, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения отказать.
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета по адрес по избранному месту жительства - отказать, установила:
фио обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, просил суд признать право быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в адрес, для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета по адресства обороны РФ, признать незаконным и отменить вынесенное решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" адрес МО РФ от дата об отказе в постановке на учет нуждающихся, обязать Начальника отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" адрес МО РФ повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал на то, что майор запаса фио ранее проходил военную службу по контракту в войсковой части дата Абакан и с дата проживал в общежитии МО РФ по адресу: адрес 180-314. В период с дата по дата проходил военную службу в в/ч 94009 в адрес, где от Министерства обороны РФ была выделена жилая площадь по адресу: адресный дом 1, кв. 36, на семью из 3 человек (он, жена и ребенок). Затем с дата продолжил службу в железнодорожных войсках, а именно в в/ч 83015 и в/ч 62679 в адресноярске. Канская КЭЧ, как структурное подразделение Министерства обороны РФ, была сокращена в 2006-2007 гг. и все документы по жилью были переданы в ФКГУ "Центррегионжилье" 3-й отдел в адрес. Позже в 2007-2008 гг. были расформированы в/ч 94009 и весь жилой фонд воинских частей был передан органам местного самоуправления, а именно Администрации адрес, в том числе и ранее полученная истцом квартира от Министерства обороны РФ. По прибытии на новое место службы в адрес истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма уполномоченным на то органом, а именно ФГКУ адрес РФ (решение N 09\5 от дата). дата был ознакомлен с решением за N 09/18 согласно которого был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Истец подал заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении. Считает решение об отказе в удовлетворении его требований о признании нуждающимся в жилом помещении незаконным.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, о причинах неявки не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение об отмене которого, как незаконного, в апелляционных жалобах просит истец фио в лице его представителя по доверенности фио, ссылаясь несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, допущенные судом нарушения норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата решение Пресненского районного суда адрес от дата в редакции дополнительного решения от дата, определения от дата об исправлении описок оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда. Поводом к отмене судебного постановления послужили неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
При новом апелляционном рассмотрении дела представитель истца фио по доверенности фио на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Иные участвующие в деле лица, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио по доверенности фио, представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фио в период с дата по дата проходил военную службу в адрес в в/ч 21681, 93791 и 94009.
Протоколом заседания жилищной комиссии по распределению жилой площади N 10 от дата военнослужащему фио на семью из 3 человек (он, жена и дочь, паспортные данные) было предоставлено жилое помещение, общей площадью 48, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес (54/1), кв. 16.
Указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащему фио по адрес на основании ордера N 22 от дата.
На основании заявления фио от дата на указанное жилое помещение были зарегистрированы мать - фио и сестра Лисовская (Тимченко) фио на указанной площади был зарегистрирован сам фио, однако дата он снялся с регистрационного учета.
Из материалов дела следует, что после расторжения брака бывшая супруга истца и дочь на основании решения суда были выселены из жилого помещения по адресу: адрес (54/1), кв. 16, и в дата сняты с регистрационного учета по месту жительства.
дата администрацией адрес был заключен договор социального найма N 312 с фио на кв. 16 по адресу: адрес (54/1). В дата фио приватизировала указанную квартиру.
Решением начальника отделения (территориальное, адрес) ФГКУ "Центррегионжилье" от дата N 09/5 фио принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением начальника отделения (территориальное, адрес) ФГКУ "Центррегионжилье" от дата N 09/5 фио снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
фио уволен с военной службы приказом командира 5 отдельной железнодорожной бригады от дата N 112 в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), исключен из списков личного состава воинской части с дата.
дата фио обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Решением начальника отделения (территориальное, адрес) ФГКУ "Центррегионжилье" от дата N 09-06/24 в принятии фио на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано по тем основаниям, что в период прохождения военной службы фио Министерством обороны РФ предоставлено по установленным нормам жилое помещение по адресу: адрес, которое в последующем военному ведомству (иному уполномоченному органу) не сдано. Нуждаемость фио была прекращена с момента самостоятельного выселения из квартиры.
Руководствуясь положениями ст. ст. 15, 23 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 52 ЖК РФ, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований фио
При этом суд исходил из того, что истцу уже предоставлялось от Министерства обороны России жилое помещение, расположенное по адресу: адрес (54/1), кв. 16, где истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства, истец самостоятельно распорядился предоставленным ему жилым помещением, в связи с чем суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных ответчику полномочий и соответствует требованиям закона.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до дата, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении фио с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Из материалов дела следует, что фио оспаривал в судебном порядке решение от дата о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением и дополнительным решением Абаканского гарнизонного военного суда от дата требования фио были удовлетворены частично.
Апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от дата решение Абаканского гарнизонного военного суда от дата и дополнительное решение этого же суда от дата отменены, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления фио отказано в полном объеме. Данным судебным постановлением установлено, что фио и члены его семьи были обеспечены жилым помещением в соответствии с учетной нормой в 12 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: адрес (54/1), кв. 16. В установленном порядке фио предоставленное ему от Министерства обороны РФ жилье не сдал и фактически распорядился им по своему усмотрению. При этом суд учел, что сдача военнослужащим жилого помещения соответствующему органу власти подразумевает одновременный выезд и снятие с регистрационного учета по месту жительства не только самого военнослужащего, но и всех членов его семьи, к которым относилась мать и сестра фио, что последним сделано не было. В этой связи оснований для его принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не имелось. Вывод суда первой инстанции о незаконности решения уполномоченного органа в связи с тем, что выезд фио и снятие его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: адрес (54/1), кв. 16, осуществлены после передачи названного жилого помещения в собственность муниципалитета адрес, то есть фактически расценены судом как действия по сдаче жилого помещения его собственнику, является ошибочным и противоречащим обстоятельствам спора и действующему законодательству.
Поскольку фио не сдал квартиру, предоставленную ему в адрес за счет Министерства обороны РФ, оставив проживать в ней мать и сестру, мать истца впоследствии приватизировала эту квартиру, вывод суда о фактическом распоряжении фио полученным ранее жилым помещением и отсутствие в связи с этим предусмотренных законом оснований для повторного обеспечения его жильем, по существу является правильным.
Таким образом, на момент увольнения с военной службы и на момент обращения фио с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого ему было отказано обжалуемым решением N 09-06/34 от дата, у ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отсутствовали правовые основания для постановки фио на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения по адрес РФ.
Поддерживая выводы суда по настоящему делу, коллегия принимает во внимание, что реализации истцом своего права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и невозможности представления документов о его освобождении, то эти обстоятельства, исходя из смысла приведенных правовых норм, подлежат учету при повторном обеспечении фио жилым помещением по договору социального найма путем предоставления жилья с учетом ранее полученного жилого помещения от Министерства обороны РФ.
В то время, как из материалов дела следует, что ранее предоставленная истцу квартира по адресу: адрес (54/1), кв. 16, находится в собственности его матери фио В собственности фио также имеется жилое помещение общей площадью 64, 5 кв.м по адресу: адрес, адрес. В настоящее время фио одна проживает в квартире по адресу: адрес (54/1), кв. 16. То есть, состав семьи истца с учетом фактически проживающей в оставленной им квартире составляет два человека при общей площади жилого помещения по адресу: адрес (54/1), кв. 16 - 48, 1 кв.м. и общей площади принадлежащего фио на праве собственности другого жилого помещения - 64, 5 кв.м, в связи с чем этот размер, приходящийся на каждого члена семьи заявителя, составляет более учетной нормы, установленной ст. 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Учитывая изложенное, выводы суда о том, что оспариваемое фио решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N 09-06/34 от дата об отказе в постановке фио на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения по адрес РФ, является законным и обоснованным, об отсутствии у фио права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения, коллегия находит правильными.
Доводы апелляционных жалоб не содержат ссылок на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, и выводов судебного решения не опровергают, в связи с чем, не могут являться основанием к его отмене. Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда адрес от дата, дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата, в редакции определения Пресненского районного суда адрес от дата об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.