Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Кванта Эстейт" по доверенности Сачко А.О. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года, которым ООО "Кванта Эстейт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, установил:
20 ноября 2020 года советником отдела административных расследований инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Кванта Эстейт" составлен протокол об административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Замоскворецкий районный суд г.Москвы, судьей которого 23 декабря 2020 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данное постановление обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, незначительные ремонтные работы осуществлены обществом в условиях чрезвычайной необходимости, направлены на сохранение объекта культурного наследия, с целью недопущения аварийной ситуации и дальнейшего разрушения здания, в связи с чем приняты меры по устранению протечки крыши и замены проводки; с учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и прекращении производства по настоящему делу в связи с малозначительностью правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Кванта Эстейт", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Сачко А.О, в полном объеме поддержавшего изложенные в поданной жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности Герасимов М.А. возражал против удовлетворения указанной жалобы, сочтя оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий общества по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется, ввиду следующего.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
На основании ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с
п. 1 ст. 5.1 которого, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В силу п.2 ст.36 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Исходя из п.3 ст.36 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Также в подпункте 5 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать установленные статьей 5.1 данного закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Статьей 27 Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" определено, что производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы; проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия по выявлению, исследованию и фиксации недвижимых объектов, археологическим исследованиям, обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы; мероприятия по обеспечению сохранности памятников, расположенных в зоне строительных, дорожных и других работ, выполняются юридическими лицами и гражданами, имеющими соответствующую лицензию, по разрешению уполномоченного органа и под его контролем; финансирование мероприятий, указанных в части 3 настоящей статьи, производится за счет средств юридических лиц, граждан, их объединений, являющихся заказчиками осуществляемых работ.
Приказом Мосгорнаследия от 18 апреля 2016 года N241 "О разделах проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия и проектах обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, подлежащих разработке при проведении земляных и иных работ" утвержден перечень работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (за исключением работ, для проведения которых требуется получение разрешения на строительство, ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве), и структуру проектной документации, в том числе исходно-разрешительной документации, представляемой заявителем для согласования указанных разделов и проекта в зависимости от вида работ, согласно приложению к настоящему приказу.
В соответствии с пунктами 6, 17, 20 указанного Перечня, при проведении ремонта (реконструкции) инженерных коммуникаций и сооружений, иных работ, предусматривающих проведение земляных работ с заглублением менее 0, 5 м, с устройством насыпей и т.д, капитальный ремонт зданий и сооружений и\или работы по фасадам и кровле, не являющихся объектами культурного наследия, необходимо разработать и согласовать с Мосгорнаследием документацию с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в связи с обращением гражданина Черепнина Н.Н, на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 03 сентября 2020 N... должностными лицами Мосгорнаследия с целью государственного надзора в 11.01 час. 03 сентября 2020 года проведен осмотр включенного в список памятников культуры и поставленного на государственную oxpaнy распоряжением Правительства Москвы от 02 ноября 2009 года N... РП в качестве объекта культурного наследия регионального значения.., архитектор Ф.К.Соколов", расположенного по адресу: адрес, в ходе которого выявлено, что на примыкающей к данному объекту культурного наследия территории по адресу: адрес.., арендатором на основании договора аренды от 01 июля 2008 года с дополнительным соглашением к нему от 19 января 2012 года, запись о государственной регистрации права от 24 апреля 2009 года N.., находящегося на ней здания ООО "Кванта Эстейт" ведутся ремонтные работы, в ходе которых осуществляется выравнивание стен, устройство стяжки пола, демонтаж перекрытий кровли, разрытия приямков для прокладки инженерных коммуникаций, складируется строительный мусор, в нарушение требований ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", ст.27 Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", без соответствующей документации с разделом об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ на данный объект, в установленном порядке согласованной с Мосгорнаследием, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Кванта Эстейт" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 03 сентября 2020 N... ; распоряжением Правительства Москвы от 02 ноября 2009 года N... РП, которым на государственную oxpaнy в качестве объекта культурного наследия регионального значения поставлен объект.., архитектор Ф.К.Соколов", расположенный по адресу:... ; копией постановления Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N523-ПП, которым утверждены границы территории вышеназванного объекта культурного наследия регионального значения; графической схемой, приложенной к постановлению Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N523-ПП, из которой усматривается, что здание, находящееся в пользовании арендатора ООО "Кванта Эстейт" по адресу:.., расположено в границах указанного объекта культурного наследия; приказом о внесении изменений в приказ Департамента культурного наследия г..Москвыв от 18 апреля 2016 года N241 с приложениями к нему; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22 сентября 2020 года в отношении ООО "Кванта Эстейт" по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ; служебной запиской должностного лица Мосгорнаследия от 14 сентября 2020 года, согласно которой раздел об обеспечении сохранности объекта, включающий оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия по указанному выше адресу, Мосгонаследием не согласовывался; письменными объяснениями представителя ООО "Кванта Эстейт" по обстоятельствам проведения ремонтных работ находящегося во временном владении и пользовании здания, расположенного по адресу:.., в границах территории объекта культурного наследия без соответствующей документации; письмом ОАТИ г..Морсквы от
15 октября 2020 года, из которого следует, что ордер на проведение земляных работ, установку и содержание временных ограждений по адресу:..,.., не оформлялся, заявок для его оформления в инспекцию не поступало; информацией АО "Мосводоканал" от 03 ноября 2020 года, согласно которой, строительно-монтажные работы по вышеназванному адресу силами общества не проводились; ответом Префектуры ЦАО г..Москвы от 14 октября 2020 года, из которого усматривается, что не установлено лиц, осуществляющих работы в здании по адресу:... ; письмом представителя ООО "Кванта Эстейт" от 22 сентября 2020 года, из которого видно, что общество, будучи арендатором здания по указанному выше адресу, было поставлено в известность о том, что данное здание расположено в границах территории объекта культурного наследия; актом осмотра объекта культурного наследия по адресу:.., и его территории от 03 сентября 2020 года; фотоматериалом; выписками из ЕГРН, ЕГРЮЛ; договором аренды нежилого здания по адресу:.., от 01 июля 2008 года с дополнительным соглашением к нему от 19 января 2012 года, запись о государственной регистрации права от 24 апреля 2009 года N.., переданного во временное владение и пользование ООО "Кванта Эстейт"; свидетельством о государственной регистрации права; копией выписки из проектной документации; протоколом об административном правонарушении от 20 ноября 2020 года в отношении ООО "Кванта Эстейт", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, копия протокола для сведения заказным письмо направлена посредством Почты России по адресу места нахождения юридического лица, внесенному в ЕГРЮЛ, что подтверждено
документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами Мосгорнаследия, непосредственно выявившими нарушения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Установив, что ООО "Кванта Эстейт", будучи пользователем здания на основании договора аренды здания, расположенного в границах территории объекта культурного наследия регионального значения, организовало и проводило ремонтные работы в нарушение положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, которым определен конкретный перечень работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, которую необходимо согласовать с Мосгорнаследием, то есть, будучи осведомленным о статусе граничащего объекта, как объекта культурного наследия регионального значения, без соответствующей документации с разделом об обеспечении сохранности объекта, обосновывающим воздействие проводимых работ на объект и его территорию, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что названным обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о наличии его вины.
ООО "Кванта Эстейт", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Учитывая изложенные нормы и разъяснения, фактические обстоятельства рассматриваемого дела, характер вмененного обществу административного правонарушения, объектом посягательства которого является общественные отношения в области сохранения объектов культурного наследия, а также принимая во внимание, что установленные нарушения связаны с действиями привлекаемого к административной ответственности лица в отношении охраны выявленного объекта культурного наследия федерального значения, которые приводят к ухудшению внешнего и внутреннего состояния данного объекта, к его утрате, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ в данном случае, вопреки позиции автора жалобы, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном акте, который мотивирован, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как следует из положений пп.3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание, в рамках настоящего дела не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия, и конкретных обстоятельств, степени общественной опасности содеянного, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует принципам дифференцированности, законности, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением по правилам ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Кванта Эстейт" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Сачко А.О. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.