Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе наименование организации на постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от дата, которым
наименование организации, паспортные данные, ИНН: 772173293416, ОГРНИП: 316774600437556, зарегитрированный по адресу: адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
дата уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении наименование организации
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, наименование организации просит судебное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по доводам жалобы.
Решением судьи Московского городского суда от дата постановление судьи Измайловского районного суда адрес от дата отсавлено без изменения, жалоба наименование организации - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата вышеуказанные постановление судьи районного суда и решение судьи Московского городского суда оставлены без изменения, жалоба наименование организации - без удовлетворения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от дата решение судьи Московского городского суда от дата и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата отменены, дело направлено на новое расмотрение в Московский городской суд.
В судебное заседание наименование организации не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности фио, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основанием привлечения наименование организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении, зафиксировавший, что дата в время по адресу: адрес, наименование организации допустил работу розничного магазина "Табак" в нарушение пункта п. 3.2.2 указа Мэра Москвы от дата N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от дата).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от дата N 68-ФЗ (в редакции от дата) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от дата N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, п.п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 68-ФЗ (в редакции от дата) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведённых выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: указ Мэра Москвы от дата N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции указа Мэра Москвы от дата N 42-УМ и последующие) и другие.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от дата N 68-ФЗ (в редакции от дата) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведённых норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.3.2.2 указа Мэра Москвы от дата N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от дата) с дата была приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
В жалобе фио указывает на то, что правонарушение не совершал, поскольку в период действия режима повышенной готовности помимо табачных изделий реализовывал товары, включенные в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утверждённый указом Мэра Москвы от дата N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в том числе, спички, антисептик, маски, сжиженный марка автомобиля, салфетки, мыло, а также продовольственные товары (вода питьевая, чай, кофе, шоколад) и иные товары, в связи с чем не был обязан приостанавливать свою деятельность.
Данные доводы заслуживают внимания.
Как указано выше, согласно пункту 3.2.2 указа Мэра Москвы от дата N 12-УМ, с дата по дата была временно приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в Приложении 1 к данному указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Приложением 1 к названному указу определён Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который входят: санитарно-гигиеническая маска, антисептик для рук, салфетки влажные, салфетки сухие, мыло туалетное, мыло хозяйственное, паста зубная, щетка зубная, бумага туалетная, гигиенические прокладки, стиральный порошок, подгузники детские, спички, коробок, свечи, пеленка для новорожденного, шампунь детский, крем от опрелостей детский, бутылочка для кормления, соска-пустышка, бензин автомобильный, дизельное топливо, сжиженный природный марка автомобиля.
Аналогичный Перечень непродовольственных товаров установлен распоряжением Правительства РФ от дата N 762-р "Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости".
Указом Президента Российской Федерации от дата N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дата дата включительно на адрес установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Пунктом 4 распоряжения Правительства РФ от дата N 762-р "Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости" установлено, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.
В подтверждение доводов о том, что наименование организации реализовывались непродовольственные товары первой необходимости, в материалы дела представлены листы приема товара от дата N 133700, от дата N 135305, от дата N 132825, согласно которым в магазин поступили товары, в том числе, перчатки нитриловые, маски, спички, кассовые чеки от дата о продаже масок, заказ N 00403 и товарная накладная от дата о поставке в магазин дезинфицирующего средства, медицинских масок, перчаток.
Из представленных в дело фотоматериала и видеозаписи следует, что на момент проведения проверки в магазине имелись в продаже мыло, салфетки, марка автомобиля, санитарно-гигиенические маски.
В деле также имеются копии товарного чека от дата, товарных накладных от дата N 2051 (л.д. 164), от дата N 186148 (л.д. 98) о закупке в числе прочего марка автомобиля, товарных накладных от дата о закупке спичек, от дата (л.д. 123) о закупке медицинских масок, перчаток, дезинфицирующих средств, кассовых чеков от дата N 71 (л.д. 121) о продаже влажных салфеток, от дата N 124 о продаже марка автомобиля (л.д. 87), от дата N 111 (л.д. 169 оборот) о продаже масок, от дата N 51 (л.д. 117) о продаже масок, перчаток, от дата N 56 (л.д. 118) о продаже масок, антисептика, от дата N 217 (л.д. 119), от дата N 124 (л.д. 90), от дата N 67 (л.д. 91), от дата N 31 (л.д. 92), от дата N 179 о продаже спичек (л.д. 89), от дата N 265 (л.д. 122), от дата N 225 (л.д. 86) о продаже марка автомобиля.
Согласно фотоматериалу и видеозаписи наименование организации реализовывались также и продовольственные товары.
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и выразившийся в том, что наименование организации дата в время по адресу: адрес, в период действия режима повышенной готовности в нарушение требований пункта 3.2.2 указа Мэра Москвы от дата N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" осуществлял работу розничного магазина, реализуя покупателям непродовольственные товары, не включенные в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный названным указом, а именно - продал сигареты, отсутствует.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении N 5-АД21-10-К2 от дата.
С учетом изложенного, постановление судьи районного суда подлежит отмене.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу наименование организации - удовлетворить.
Постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении наименование организации паспортные данные, ИНН: 772173293416, ОГРНИП: 316774600437556, зарегитрированный по адресу: адрес, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.