Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан
на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Сулейманова М. Б. к Федеральному казенному учреждению следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан об оспаривании наложенных взысканий.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сулейманов М.Б. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Дагестан (далее - ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД) об оспаривании дисциплинарных взысканий. В обоснование заявленный требований указал, что 20.12.2019 он был признан виновным и осужден приговором Советского районного суда г. Махачкалы по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В период предварительного следствия в его отношении избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 21.08.2019 он водворен в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД, где содержался до 25.02.2020, после чего был переведен в ФКУ N 13 г. Нижний Тагил Свердловской области для отбытия наказания. При отбытии наказания в указанном учреждении ему стало известно, что в его личном деле имеются четыре взыскания, которые были наложены на него в период нахождения в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД в виде выговоров от 15.09.2019, от 17.09.2019, от 22.09.2019 и от 14.10.2019. Примененные к нему взыскания нарушают его права, так как были наложены необоснованно и незаконно, в его отсутствие и при отсутствии оснований, об их наличии он узнал 27.04.2020, ознакомившись с личным делом. О вынесении взысканий в виде выговоров должностные лица ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД его не проинформировали, при их оформлении он не участвовал, причины наложения взысканий ему также неизвестны, поскольку режим содержания в следственном изоляторе он не нарушал.
С учетом уточнений, принятых судом, просил признать незаконным наложение на него выговоров 24.08.2019, 29.08.2019, 09.2019, 14.10.2019 и 19.02.2020, возложить на администрацию ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД обязанность исключить сведения о выговорах из справки о его наказаниях и поощрениях в личном деле.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2021 административные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суды пришли к выводу о непредставлении административным ответчиком доказательств обоснованности и соблюдения процедуры наложения взысканий по приведенным в них фактам.
Не согласившись с постановленными судебными актами, ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по РД обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос лоб их отмене, как принятых с нарушением норм материального права и без учета всех фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 31.03.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 06.04.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствие с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона N 103-ФЗ). В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
На основании статьи 36 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.
За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на срок до семи суток (статья 38 Федерального закона N 103-ФЗ).
Статьей 39 Федерального закона N 103-ФЗ установлен порядок применения мер взыскания, в соответствии с которым взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме. Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 регулируется внутренний распорядок работы следственных изоляторов (СИЗО) уголовно-исполнительной системы (УИС), настоящие Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы приняты в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в частности, Правила регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Указанными Правилами установлено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в СИЗО обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом N 103-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя; соблюдать тишину.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, административным ответчиком суду не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих законность и обоснованность наложения взысканий в отношении административного истца. Установленные судами противоречия в датах вынесения приказов, в сведениях, содержащихся в рапортах должностных лиц сотрудников СИЗО и их несоответствие сведениям журнала учета рапортов, свидетельствуют о нарушении порядка наложения взысканий на Сулейманова М.Б.
Исследовав представленные доказательства в обоснование наличия допускаемых Сулеймановым М.Б. нарушений в виде допускаемого им сна в дневное время и хождения по камере во время отбоя, в частности акты, рапорты, журналы учета рапортов, фотоснимки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что они составлены в одностороннем порядке, без привлечения незаинтересованных в исходе дела лиц, без проведения надлежащей проверки фактов совершения дисциплинарных проступков, с нарушением порядка привлечения Сулейманова М.Б. к дисциплинарной ответственности.
В подтверждение доводов о нарушениях Сулеймановым М.Б. правил внутреннего распорядка административным ответчиком не представлено фото либо видеоматериалов с достоверностью подтверждающих указанные факты нарушений. Кроме отражения этих обстоятельств самими работниками СИЗО в актах и рапортах, других сведений, объективно подтверждающих факты невыполнения им требований Правил внутреннего распорядка режима содержания не представлено.
Также судом установлено, что сведения о нарушениях Сулейманова М.Б. в Журнале учета рапортов о нарушениях установленного порядка содержания под стражей и отбывания наказания, допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и в материалах личного дела, представленного по запросу суда ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области по выговорам содержат противоречия. По выговорам от 24.08.2019, 29.08.2019, 09.10.2019, указанным в Журнале, даты их объявления противоречат материалам личного дела, по выговору от 22.09.2019 справка о взысканиях содержит сведения об отсутствии ранее наложенных взысканий, указано, что взысканий не имеется, кроме того, в рапорте от 19.09.2019, составленном Магомедовым Т.Н. по данному факту нарушения установленного порядка содержания под стражей, номер камеры, в котором находился Сулейманов М.Б. в момент совершения нарушения 19.09.2019 в 09 часов 20 мин. указан 38-Г, тогда как в рапорте Бабаева А.Р. от 19.09.2019 N 764 номер камеры указан 34-Г, по выговору от 19.02.2020 акты не содержат даты об отобрании объяснений Сулейманова М.Б. по факту нарушения (отказа от дачи объяснений), даты отказа от ознакомления с объявленным выговором.
Как и отсутствуют сведения об информировании и извещении Сулейманова М.Б. о примененных к нему дисциплинарных взысканиях, отсутствуют акты об отказе в получении копии приказов, иные сведения, свидетельствующие об информировании Сулейманова М.Б. о наложении на него взысканий.
С учетом приведенных обстоятельств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный ответчик не представил надлежащих доказательств, с достоверностью подтверждающих соблюдение установленного законом порядка применения к лицу, содержащемуся под стражей порядка наложения дисциплинарных взысканий в виде выговоров, а также наличия оснований для их вынесения. С чем согласился суд апелляционной инстанции. У судебной коллегии кассационной инстанции не согласиться с выводами судом основания отсутствуеют.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется. При их принятии сторонам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судами верно распределено бремя доказывания, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими надлежащую мотивированную оценку судами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно и мотивированно отклонены, связаны с несогласием административного ответчика с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19.05.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.