Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алакаева А. К.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.03.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Алакаева А. К. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кабардино-Балкарской Республики), Военному комиссару города Нальчик Шогенову З. В, начальнику отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата города Нальчика Черкесову М. З. об оспаривании действий и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя Алакаева А.К. Алакаевой З.Н. и Шинахова З.М, поддержавших кассационную жалобу, а также возражения против ее удовлетворения Черкесова М.З, а также представителя военного комиссара и военного комиссариата Гонибовой М.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алакаев А.К. обратился в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с административным иском о признании незаконными действий должностных лиц административных ответчиков по отказу в выдаче ему военного билета, в недобросовестном исполнении ими служебных обязанностей и подготовки необъективного заключения для призывной комиссии, просил возложить обязанность выдать военный билет.
Требования мотивированы признанием Алакаева А.К. лицом, не прошедшим военную службу в виду уклонения от ее прохождения, что не соответствует действительности, поскольку от прохождения военной службы он не уклонялся, административными ответчиками соответствующих действий, направленных на организацию в отношении него призыва и вручению повесток в период 2015-2018 годы выполнено не было. Бездействие должностных лиц, отвечающих за организацию призыва, а также формирование ими его личного дела с заключением об отнесении его к лицам, уклонившимися от призыва, повлекли для него (Алакаева А.К.) наступление последствий в виде принятия решения об отнесении его к гражданину, не прошедшего военную службу, не имея законных оснований.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15.07.2020 требования Алакаева А.К. о признании незаконными действий по отказу в выдаче военного билета и возложении обязанности по его выдаче удовлетворены частично, признаны незаконными действия ответственных лиц военного комиссариата г. Нальчика БКР военного комиссара Шогенова З.М. и начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Черкесовова М.З, выразившиеся в недобросовестном исполнении служебных обязанностей и подготовки заключения призывной комиссии, возложена обязанность подготовить заключение для призывной комиссии без указания о том, что Алакаев А.К. не прошел военную службу не имея на то законных оснований. В удовлетворение требований по возложению обязанности выдать военный билет отказано.
Дополнительным решением Нальчикского городского суда КБР от 21.12.2020 в удовлетворении требований Алакаева А.К. о признании незаконными действий по отказу в выдаче военного билета ответственными лицами военного комиссариата г. Нальчика БКР, военного комиссара Шогенова З.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КБР от 19.03.2021 решение Нальчикского городского суда КБР от 15.07.2020 в части отказа в удовлетворение требований о возложении обязанности выдать военный билет и дополнительное решение от 21.12.2020 оставлено без изменения. В остальной части решение суда первой инстанции от 15.07.2020 отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворение требований.
Не согласившись с постановленным судебным актом суда апелляционной инстанции Алакаев А.К. обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе просит его отменить и оставить в силе решение Нальчикского городского суда КБР от 15.07.2021, в обоснование приводит доводы о нарушении судом апелляционной инстанции при его принятии норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, настаивает на обоснованности заявленных им требований и нарушением его прав административными ответчиками.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 07.04.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15.04.2021.
На кассационную жалобу от административных ответчиков военного комиссариата и военного комиссара поступили возражения, в которых они полагают принятое судом апелляционной решение законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требования административного истца рассмотрены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 218 которой гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Алакаев А.К. поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Нальчика 25.03.2008. В соответствии с предоставленной ему 13.11.2009 года отсрочкой по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пользовался ею до 01.07.2014.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу осенью 2014 года, организованные военным комиссариатом, явился, призыв был отменен в связи с невыполнением наряда на призыв.
02.12.2014 Алакаеву А.К. лично сотрудниками военного комиссариата вручена повестка на явку для весеннего призыва 2015 года к 09.00 час. 15.04.2015, на который он не явился.
Данный факт не отрицается Алакаевым А.К, установлен постановлением ОВД СО по г. Нальчику СУ СК России по КБР от 31.08.2015 об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела по части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. В постановлении отражено пояснения Алакаева А.К. о том, что на призывную комиссию он не явился, так как занимался своими делами, что свидетельствует о неявке без уважительных причин.
С 2015 году административными ответчиками принимались меры по вручения ему повесток, однако лично вручить повестку не представилось возможным в виду отсутствия по месту жительства, в период с 2015 по 2018 годы административными ответчиками направлялись в адрес органов внутренних де обращения за оказанием содействия в установлении его местонахождения или работы для вручения повесток о явке для призыва, которые не были исполнены по причине не установления Аалакаева А.К. на территории республики.
24.02.2018 снят с воинского учета по достижению возраста 27 лет.
26.04.2018 решением призывной комиссии, оформленной протоколом N 1/У, Алакаев А.К. признан лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
По иному дел решением Нальчикского городского суда КБР от 09.04.2019, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда КБР от 28.06.2019, исковые требования Алакаева А.К. об оспаривании заключения призывной комиссии от 11.05.2018, которым он признан не прошедшим военную службу не имея на то законным оснований, оставлено без удовлетворения.
По настоящему делу Алакаев А.К. оспаривал действия должностных лиц по непринятию мер к организации его призыва с 2015 по 2018 год, и по подготовке заключения призывной комиссии о том, что он является лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Действия должностных лиц военных комиссариатов по призыву граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата, повестки призывнику вручаются под расписку работниками военного комиссариата, в них указываются правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 2, 3, 6, 7, 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (статья 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663. В силу пункта 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Эти принципы судом первой инстанции соблюдены не были.
Поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, Алакаев А.К. по врученной ему повестке на весенний призыв 2015 года не явился без уважительных причин, затем, вопреки его доводам, отсутствовал по месту своего жительства и о новом месте жительства, а также работы в адрес административных ответчиков не сообщил, в отношении него длительное время проводились мероприятия по установлению его местонахождения, что свидетельствует о невозможности вручения ему повесток о явке в военный комиссариат для последующего призыва, - постольку судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии со стороны административных ответчиков неправомерного бездействия по организации призыва Алакаева А.К. для прохождения военной службы, а также отсутствия незаконности их действий, оспариваемых административным истцом, принятых в соответствии и на основании положений действующего законодательства.
Обоснованность требований административного истца не нашла своего подтверждения, в связи с этим судом апелляционной инстанций принято правильное решение, поскольку условия для признания действий административных ответчиков, как несоответствующих требованиям действующего законодательства и нарушающих права административного истца, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, не установлены.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятый судом апелляционной инстанции судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела допущено не было, судом дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В связи с чем основания для отмены судебного аката суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Алакаева А. К. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19.05.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.