Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее по тексту - Богородский РОСП УФССП России по Нижегородской области) от 11 марта 2020 года N 64, представление заместителя начальника Богородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 11 марта 2020 года, решение судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 7 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. (далее по тексту - Сочнев А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области от 11 марта 2020 года N 64 глава местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 11 марта 2020 года заместитель начальника Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внес главе местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочневу А.А. представление, в котором указано о необходимости устранить причины и условия, способствовавшие совершению указанного административного правонарушения, и сообщить о принятых мерах в административный орган.
Не согласившись с постановлением и представлением должностного лица, Сочнев А.А. обжаловал их в суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 7 октября 2020 года постановление и представление должностного лица оставлены без изменения.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу Сочнева А.А, поданную на решение судьи городского суда в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами, изложенными в названном решении, согласился и оставил его без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, глава местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнев А.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сочнева А.А. к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении должностного лица и судебных актах выводы о неисполнении содержащегося в исполнительном листе ФС N020082012 (выдан Богородским городским судом Нижегородской области 12 апреля 2018 года по гражданскому делу N2-1980/2017 на основании судебного акта от 11 декабря 2017 года, вступившего в законную силу 27 марта 2018) требования об обязании администрации Богородского муниципального района Нижегородской области организовать мероприятия по ремонту и модернизации принадлежащих ей канализационных очистных сооружений в г. Богородск Нижегородской области (здание хлораторной, насосная станция метантеков, здание решеток, блок воздуходувных насосных станций, очистные сооружения (прочее), здание насосной станции дренажных вод, водный лоток), с целью обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Рязанка и, далее, в р. Великая, до 11 марта 2020 года - срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 25 февраля 2020 года после вынесения 21 февраля 2020 года постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N-ИП, возбужденному 20 января 2020 года.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
К исполнительным документам относятся постановления судебного пристава-исполнителя (пункт 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Частью 5 статьи 16 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:
1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;
2) в день, указанный в исполнительном документе.
В силу части 6 данной статьи действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Как следует из материалов дела, срок для исполнения исполнительного документа был определен судебным приставом-исполнителем Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области в требовании от 25 февраля 2020 года конкретной календарной датой - 11 марта 2020 года.
Поскольку в требовании от 25 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику установлена конкретная календарная дата исполнения исполнительного документа - 11 марта 2020 года, исходя из положений приведенных норм, соответствующее требование должно быть исполнено до двадцати четырех часов 11 марта 2020 года.
Таким образом, в случае неисполнения должником соответствующего требования событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает только после двадцати четырех часов 11 марта 2020 года.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовым походом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 августа 2017 года N 80-АД17-3.
Из материалов дела следует, что проверка исполнения исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 25 февраля 2020 года, в рамках которой было выявлено неисполнение администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области требований неимущественного характера, была проведена 11 марта 2020 года, о чем был составлен акт о совершении исполнительных действий.
В тот же день 11 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем в отношении Сочнева А.А. составлен протокол об административном правонарушении и постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области он привлечен к ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент проведения проверки, составления протокола и вынесения постановления установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований неимущественного характера не истек, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, не наступило.
Постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области о привлечении Сочнева А.А. к административной ответственности, установленной названной нормой, и решения судебных инстанций об оставлении этого постановления без изменения вынесены без учета указанных обстоятельств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области от 11 марта 2020 года N 64, решение судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 7 октября 2020 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
С учетом изложенного также подлежит отмене представление заместителя начальника Богородского РОСП УФССП России по Нижегородской области от 11 марта 2020 года, основанное на установленных постановлением должностного лица административного органа обстоятельствах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Богородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 11 марта 2020 года N 64, представление заместителя начальника Богородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 11 марта 2020 года, решение судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 7 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении главы местного самоуправления Богородского муниципального района Нижегородской области Сочнева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна:
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.