Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 (далее - ФИО1), действующего в интересах Злобина С.В., на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28 февраля 2020 г., решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 9 июня 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 23 сентября 2020 г., вынесенные в отношении должностного лица - министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина С.В. (далее - Злобин С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28 февраля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 9 июня 2020 г. и решением судьи Нижегородского областного суда от 23 сентября 2020 г, должностное лицо - министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1, действующий в интересах Злобина С.В, просит отменить названные акты, вынесенные по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы о их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Злобина С.В. к административной ответственности) нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с абзацем 5 статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 названного Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением среди прочего признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно положениям Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г, деятельность Правительства Российской Федерации в указанный период будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Достижение национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечиваться реализацией государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации и входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.
24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден "Паспорт национального проекта "Демография" (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N). В структуру данного национального проекта входит федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет".
Губернатором Нижегородской области 25 июня 2019 г. утвержден "Паспорт регионального проекта Нижегородской области "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", цель которого создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2018 г. N 800 утверждена Адресная инвестиционная программа Нижегородской области на 2019-2021 годы, согласно которой в рамках реализации государственной программы "Развитие образования Нижегородской области" в 2019 году запланировано создать 2 220 дополнительных мест для детей до трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования". Приложением 14(1) к указанной государственной программе установлены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах российской федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Пунктом 8 Приложения 14(1) установлено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Нижегородской области проведена проверка соблюдения министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области требований бюджетного законодательства при реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет" национального проекта "Демография".
В ходе проверки установлено, что 14 февраля 2019 г. между Министерством просвещения Российской Федерации, в лице директора Департамента управления имущественным комплексом и конкурсных процедур ФИО2, и Правительством Нижегородской области, в лице министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина С.В, заключено соглашение N о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N).
В соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N Правительство Нижегородской области обязуется обеспечивать достижение значения(ий) результата регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к данному соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Так, согласно указанному приложению N1, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, являющейся неотъемлемой частью соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, Правительству Нижегородской области необходимо было создать 1 990 дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 6.1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N уполномоченным органом исполнительной власти Правительства Нижегородской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, на который со стороны Правительства Нижегородской области возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) названного соглашения и предоставление отчетности является Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N на территории Нижегородской области введены в эксплуатацию 8 детских садов на 730 мест, вместо запланированных 1990 мест.
Министерством просвещения Российской Федерации были предоставлены Нижегородской области иные межбюджетные трансферты для достижения значений результата регионального проекта в части создания 1 990 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях (приложение N 1 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N). Датой достижения значения результата регионального проекта является ДД.ММ.ГГГГ Однако, необходимый результат как указано выше, достигнут не был.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N (с учетом дополнительного к нему соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N) Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области не исполнено условие предоставления из федерального бюджета в 2019 году бюджету Нижегородской области иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в части создания к 31 декабря 2019 г. 1 990 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, утверждённого постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2010 г. N669 (далее - Положение), данное министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Нижегородской области.
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области осуществляет на принципах единоначалия руководство деятельностью министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач (пункт 5.3 Положения).
Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 1 января 2019 г. N2 на должность министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области назначен Злобина С.В..
Приведенные обстоятельства, выявленные в ходе вышеуказанной проверки, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения Злобина С.В. к административной ответственности.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии указанного должностного лица административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и закону.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Состав указанного административного правонарушения, в том числе и субъективная сторона, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Доводы жалобы об отсутствии вины Злобина С.В. во вменяемом ему административном правонарушении, со ссылками на положения законодательства, регламентирующего деятельность органов местного самоуправления, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ссылки на осуществленные Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области действия в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, являются несостоятельными.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о том, что Злобин С.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не опровергают наличие в действиях Злобина С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу вышеизложенного Злобин С.В. как должностное лицо - министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо обстоятельств, указывающих на наличие оснований для применения в отношении надзорного органа положений статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как указано об этом в жалобе, по материалам дела об административном правонарушении не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение для разрешения дела, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций в соответствующих судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Кроме того, приведённые заявителем в жалобе доводы, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Злобина С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28 февраля 2020 г, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 9 июня 2020 г. и решение судьи Нижегородского областного суда от 23 сентября 2020 г, вынесенные в отношении должностного лица - министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Злобина С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1, действующего в интересах Злобина С.В, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.