Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Коржавиной О.Ю., действующей на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 6 октября 2020 года и решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 ноября 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее также - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия) от 6 октября 2020 года N 0754 - ЮЛ, оставленным без изменения решением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 ноября 2020 года, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Коржавина О.Ю. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п.2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года N 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны, в числе прочего, соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 9 июля 2020 года в 13 час. 05 мин. в ходе проведения должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия рейдового мероприятия в районе железнодорожной станции "Запищиково" Ковылкинского района Республики Мордовия на территории земельных участков с кадастровыми номерами 13:12:0325007:3 и 13:12:0113002:2 выявлено загрязнение почв нефтепродуктами.
В ходе проведения административного расследования установлено, что земельные участки, на территории которых обнаружено загрязнение почв, находятся в аренде у ОАО "РЖД" сроком на 49 лет с 13 июля 2005 года.
Ранее в 2015 году сотрудниками Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия при участии в проверке, проводимой Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия, на указанном участке местности выявлялось мазутное хозяйство (две мазутные (битумные) ямы), а также загрязнение прилегающей территории нефтепродуктами.
Между ОАО "РЖД" и обществом с ограниченной ответственностью "Арсен" (далее - ООО "Арсен") в 2016 году заключался договор возмездного оказания услуг по ликвидации битумных ям и очистке территории от нефтепродуктов.
Вместе с тем, 9 июля 2020 года при осмотре участков на почве обнаружены локальные загрязнения битумом (мазутом).
В ходе осмотра, проведенного 6 августа 2020 года с 10 час. 15 мин. до 12 час. 20 мин, на земельных участках с кадастровыми номерами 13:12:0325007:3 и 13:12:0113002:2 также обнаружены локальные загрязнения битумом (мазутом), произведен отбор проб почв в указанных местах и на сопредельных территориях аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающих негативное воздействие от данного вида нарушения.
По результатам проведенных исследований проб почв установлено превышение концентрации нефтепродуктов в точках отбора проб N2-8, 10, 12 по сравнению с фоновыми значениями в 7, 6 - 453, 4 раз.
Установив в деянии ОАО "РЖД" нарушение требований приведенных выше норм, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия 22 сентября 2020 года составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 94 - 99), информацией УФСБ России по Республике Мордовия (л.д.50), приказом о проведении рейдового мероприятия (л.д.48), плановым (рейдовым) заданием (л.д.49), актом обследования территории с фототаблицей и план-схемой (л.д.52-59), выписками из ЕГРН (л.д.62-69, 77-78), протоколом осмотра территорий (л.д.70-72), протоколом взятия проб и образцов (л.д.73-75), протоколами исследований (испытаний) и измерений (л.д.81-86), актами отбора проб почв (л.д.87), заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний (л.д.88-89), экспертным заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (л.д.91-93) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.
Вопреки доводам жалобы из приведенных норм законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, ОАО "РЖД" является ответственным за выявленные нарушения.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с заключенным ОАО "РЖД" с ООО "Арсен" договором от 13 июля 2016 года были произведены работы по очистке битумных ям и территории от нефтепродуктов, по результатам их выполнения установлено отсутствие загрязнений нефтепродуктами, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу актов, поскольку перечисленными выше доказательствами в их совокупности подтвержден факт порчи земель, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных законом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 6 октября 2020 года и решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 ноября 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Коржавиной О.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.