Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Бакун Г.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 54 Зареченского судебного района г. Тулы от 30 октября 2020 года и решение судьи Зареченского районного суда г. Тулы от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее также - ООО УК "Наш Дом", общество) Бакун Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 54 Зареченского судебного района г. Тулы от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Зареченского районного суда г. Тулы от 28 января 2021 года, генеральный директор ООО УК "Наш Дом" Бакун Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Бакун Г.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подп. "а"); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подп. "б").
В соответствии с ч.2.3 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 упомянутого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подп. "в" п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила N410), проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Как усматривается из материалов дела, ООО УК "Наш Дом" предоставлена лицензия от 28 апреля 2015 года N000104 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, общество в соответствии с решением о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области от 27 февраля 2020 года N933 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"Б.
В связи с обращением ФИО4 на основании распоряжения начальника государственной жилищной инспекции Тульской области от 8 июня 2020 года N304 в отношении ООО УК "Наш Дом" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований.
В ходе проведения проверки 14 июля 2020 года в 11 час.00 мин. установлено, что ООО УК "Наш Дом" в нарушение требований ст.ст.161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. "в" п. 12 Правил N410 осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по указанному адресу, с нарушением лицензионных требований, а именно: нарушены сроки периодической проверки дымовых вентиляционных каналов в многоквартирном доме. На территории муниципального образования г. Тула отопительный сезон согласно постановлению администрации г. Тулы от 20 сентября 2019 года N3375 начался с 23 сентября 2019 года, а окончился в соответствии с постановлением администрации г. Тулы от 6 мая 2020 года N1479 - с 7 мая 2020 года. Вместе с тем, согласно актам общества с ограниченной ответственностью "Имидж-Строй" периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме проводилась 14 мая 2019 года и 10 июня 2020 года. Таким образом, ООО УК "Наш Дом" не представлены акты периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов в середине отопительного периода, периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов проведена 10 июня 2020 года, то есть по истечении 7 дней после окончания отопительного периода.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 4 августа 2020 года, обращением председателя совета многоквартирного дома ФИО4 от 3 июня 2020 года, распоряжением государственной жилищной инспекции Тульской области о проведении внеплановой документарной проверки от 8 июня 2020 года N304, решением о согласовании проведения внеплановой документарной проверки прокуратуры Тульской области от 8 июня 2020 года, актом проверки от 14 июля 2020 года N354, договором об оказании услуг по выполнению противопожарных работ от 1 февраля 2015 года, актами о техническом состоянии дымоходов и вентканалов многоквартирного дома от 14 мая 2019 года и от 10 июня 2020 года, договором управления многоквартирным домом от 12 февраля 2020 года, лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28 апреля 2015 года N000104, решением о внесении изменений в реестр лицензий Тульской области от 27 февраля 2020 года N933 и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО УК "Наш Дом" правильно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Наш Дом" проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не могут повлечь отмену судебных актов.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО4 по факту неисполнения ООО УК "Наш Дом" договорных обязательств в части ежеквартальной проверки дымоходов указанного многоквартирного дома. Соответственно, проверка проведена в пределах предмета, определенного с учетом содержания обращения ФИО4
Вопреки доводу жалобы в протоколе об административном правонарушении (л.д.5-7) генеральному директору ООО УК "Наш Дом" Бакун Г.А. вменялось нарушение не подпункта "в" пункта 14 Правил N410, а подпункта "в" пункта 12 названных Правил.
Доводы жалобы о том, что за выявленное нарушение общество не несет ответственность, невыполнение требований подпункта "в" пункта 12 Правил N410 не является нарушением лицензионных требований, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в числе прочего, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
В соответствии с подп. "а" п.11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Из приведенных норм законодательства следует, что управляющая организация несет ответственность за содержание вентиляционных каналов и дымоходов.
Доводы жалобы о том, что судьей районного суда дело рассмотрено необъективно и предвзято, своего подтверждения не нашли. Данных о том, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, не имеется.
Доводы жалобы о том, что имели место обстоятельства непреодолимой силы, были предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебном решении, не согласиться с которой оснований не имеется. В рассматриваемом случае таких обстоятельств не установлено.
Довод жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, является несостоятельным.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 данной статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 данной статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено административное наказание как в виде наложения административного штрафа, так и в виде дисквалификации.
Учитывая изложенное, срок давности привлечения генерального директора ООО УК "Наш Дом" Бакун Г.А. по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год и на момент рассмотрения дела не истек.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Бакун Г.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие Бакун Г.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок привлечения Бакун Г.А. к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Бакун Г.А. с учетом санкции ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 54 Зареченского судебного района г. Тулы от 30 октября 2020 года и решение судьи Зареченского районного суда г. Тулы от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" Бакун Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бакун Г.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.