Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Калмыкова Н.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и ЖКХ Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 июля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 9 октября 2020 года, решение судьи Брянского областного суда от 8 декабря 2020 года, вынесенные в отношении члена областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, а также заключения договоров водопользования Калмыкова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и ЖКХ Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 9 октября 2020 года и решением судьи Брянского областного суда от 8 декабря 2020 года, член областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, а также заключения договоров водопользования Калмыков Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Калмыков Н.Н. просит отменить указанные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Калмыкова Н.Н. к административной ответственности) нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1) основанием возникновения права пользования участками недр является, в частности, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13.1 Закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются, в том числе, органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Постановлением Правительства Брянской области от 27 марта 2017 года N 124-п утвержден Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 данного Порядка основанием возникновения права пользования участками недр местного значения Брянской области является принятое в соответствии с законодательством Брянской области решение органа государственной власти - департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент).
Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, о составе и порядке работы аукционной комиссии и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр местного значения Брянской области или группы участков недр местного значения Брянской области осуществляются департаментом (пункт 3.1. Порядка).
Подпунктом 3.3. пункта 3 данного Порядка предусмотрено, что департамент принимает и рассматривает заявки на получение права пользования участками недр местного значения Брянской области для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 3.8 пункта 3 Порядка для участия в аукционе заявитель должен подать в департамент заявку на пользование участком недр согласно приложению 1 к Порядку, а также приложить документы, перечень которых установлен указанным подпунктом.
Случаи отказа в признании заявителя участником аукциона установлены подпунктом 3.10 пункта 3 Порядка.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 790 от 25 октября 2018 года утверждены Положение об областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, а также заключения договоров водопользования (далее - Положение) и ее состав, задачами которой в соответствии с пунктом 5 Положения являются: оценка соответствия представленных претендентами материалов на право пользования недрами, на заключение договора водопользования условиям конкурса или аукциона; проведение конкурса или аукциона; определение победителей конкурса или аукциона.
10 января 2020 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте департамента природных ресурсов и экологии Брянской области http://kpl32.ru размещены извещение и аукционная документация о проведении открытого аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи, а также разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Брянской области: участок недр мела для раскисления кислых почв "Меловое - 1" в Погарском районе (лот N 1), участок недр мела для раскисления кислых почв "Плавна" в Климовском районе (лот N 2), участок недр строительных песков "Ревны" в Навлинском районе (лот N 3).
Согласно протоколу N 51 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 25 февраля 2020 года на участие в открытом аукционе поступило: по лоту N 1 - две заявки: от ООО "Брянская мясная компания", ООО "Брянский бройлер"; по лоту N 2 - две заявки: от ООО "Брянская мясная компания", ООО "Брянский бройлер"; по лоту N 3 - две заявки: от ООО "Энергокомплекс", ООО "Энергострой".
В соответствии с указанным протоколом Комиссия, рассмотрев заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию и признании участниками аукциона: ООО "Брянская мясная компания" (лоты N1, N2), ООО "Брянский бройлер" (лоты N1, N2), ООО "Энергокомплекс", ООО "Энергострой" (лот N 3).
Согласно протоколам открытого аукциона N 25 и N 26 от 25 февраля 2020 года победителем по лотам N 1 и N 2 признано ООО "Брянская мясная компания", по лоту N 3 - ООО "Энергострой".
Вместе с тем, проверкой, проведенной УФАС Брянской области, в действиях областной комиссии выявлен факт нарушения подпункта 3.10 пункта 3 Порядка при неправомерном признании ООО "Брянская мясная компания", ООО "Брянский бройлер" участниками аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи, а также разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на вышеназванных участках недр местного значения Брянской области, поскольку в заявках, поданных данными лицами, в нарушение требований Порядка отсутствует дата их подачи на участие в открытом аукционе; в приложенных сведениях о заявителе отсутствует дата их оформления. При этом к заявкам не приложены: нотариально заверенные выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, оригиналы земельно-правовых документов, заверенные копии бухгалтерского баланса предприятия за последний отчетный период с отметкой налоговой инспекции о его принятии. Кроме того, к заявкам ООО "Брянский бройлер" не приложен оригинал решения уполномоченного органа управления заявителя об участии в открытом аукционе на право пользования недрами данного участка.
Указанные нарушения являлись основанием для отказа в признании вышеназванных заявителей участниками аукциона.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения должностным лицом Брянского УФАС в отношении члена областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, а также заключения договоров водопользования Калмыкова Н.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах жалобы заявитель указывает на тот факт, что подпунктом 3.10 пункта 3 Порядка определено, что отказ в признании заявителя участником аукциона последует, в случае, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона. Однако, исходя из фактических обстоятельств дела, ни один из заявителей не подавал заявки на предоставление лицензии; все они подавали заявки на участие в аукционе на пользование участком недр. Соответственно, члены комиссии были не вправе отказать заявителям в участии в аукционе.
В силу части первой статьи 11 Закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно абзацу 9 пункта 3.17 названного Порядка решение комиссии по подведению итогов аукциона является основанием для предоставления права пользования участком недр и выдачи лицензии победителю аукциона.
Оформление и выдача лицензии победителю аукциона производится департаментом в порядке, установленном законодательством, на основании заявки о ее получении и прилагаемых материалов (пункт 3.18 Порядка).
Из содержания данных норм следует, что аукцион на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи, а также разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на вышеназванных участках недр местного значения Брянской области проводится департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области для предоставления данного права и выдачи лицензии победителю аукциона.
Следовательно, заявка на участие в аукционе является ничем иным как заявкой на предоставление лицензии, а доводы жалобы в указанной части основаны на неправильном толковании положений законодательства.
Вопреки доводам жалобы Приложения N N 1 и 2 к Порядку имеют не рекомендательный характер, а подлежат непосредственному применению при подаче заявок на участие в открытом аукционе.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении Калмыковым Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица.
Порядок и срок давности привлечения Калмыкова Н.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Калмыкову Н.Н. в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и ЖКХ Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 июля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 9 октября 2020 года, решение судьи Брянского областного суда от 8 декабря 2020 года, вынесенные в отношении члена областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования участками недр местного значения Брянской области, а также заключения договоров водопользования Калмыкова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Калмыкова Н.Н. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.