Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. по делу N 16-508/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Радиал-Сервис" (далее также ООО, общество) Иванова В.В. (далее Иванов В.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа города Курска от 21 мая 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица - ООО "Радиал-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа города Курска от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2020 года, ООО "Радиал-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Иванов В.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства. В доводах жалобы указывает, что предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее Управление Роспотребнадзора, Управление) вынесено за рамками предоставленных органу полномочий, является неисполнимым. Ссылается на отсутствие доказательств того, что проект нормативов допустимых выбросов (далее также проект ПДВ), разработанный ООО "Радиал", требует дополнительного согласования. Полагает, что возложение на общество обязанности по проведению лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зонах влияния выбросов от деятельности ООО "Радиал-Сервис" является незаконным.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Радиал-Сервис" к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела 09 января 2019 года между ООО фирма "Радиал" (арендодатель) и ООО "Радиал-Сервис" (арендатор) заключен договор аренды, предметом которого является передача арендатору производственных помещений с находящимся в них оборудованием в городе Курске по адресам: "адрес"; а также грузовых автомобилей "данные изъяты", 2007 года выпуска, и "данные изъяты", 2000 года выпуска (л.д. 37-39).
В соответствии с договором аренды от 03 января 2020 года, заключенным между теми же юридическими лицами, срок использования производственных помещений и грузовых автомобилей определен до 31 декабря 2020 года (л.д.д 34-36).
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области от 26 февраля 2019 года N 195 специалистами административного органа проведена плановая выездная проверка по адресам производственных помещений ООО "Радиал-Сервис", по результатам которой директору общества выдано предписание от 13 марта 2019 года N 195, состоящее из 11 пунктов, сроком исполнения до 01 февраля 2020 года, согласно которому в деятельности ООО "Радиал-Сервис" необходимо устранить нарушения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ), пунктов 2.4, 2.11, 2.13, 2.14, 4.3, 4.11 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", пунктов 9.1, приложения 9, 10.2.9 СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", пунктов 4.1.1, 4.2.3, 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных пунктов" и др.
С целью контроля исполнения названного предписания на основании распоряжения заместителя начальника Управления от 06 февраля 2020 года в отношении общества по указанным выше адресам была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки должностными лицами Управления установлено неисполнение юридическим лицом пунктов 9, 10, 11 предписания от 13 марта 2019 года, выразившееся в необеспечении разработки и прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно допустимых выбросов объектов ООО "Радиал-Сервис", отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения по проекту ПДВ (пункт 9), неустановлении для общества санитарно-защитной зоны (пункт 10), необеспечение проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния промплощадки по адресу: "адрес" (пункт 11), что отражено в акте проверки от 12 марта 2020 года N 152 (л.д. 10-11).
Факт невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 13 апреля 2020 года главным специалистом - экспертом санитарного надзора Управления в отношении ООО "Радиал-Сервис" протокола об административном правонарушении N 000260, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи общество признано виновным в совершении данного административного правонарушения. Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им решением согласилась.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом от 13 апреля 2020 года об административном правонарушении (л.д. 2), актом проверки от 12 марта 2020 года N 152 (л.д. 10-11), распоряжением от 06 февраля 2020 года N 152 (л.д. 14-15), предписанием от 13 марта 2019 года N 195 (л.д. 16), актом проверки от 13 марта 2019 года N 195 (л.д. 17-19) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, суды исходили из того, что с января 2019 года обществом в арендованных им производственных помещениях осуществляется деятельность по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств, в период проведения Управлением проверки выявлен факт неисполнения пунктов 9, 10, 11 предписания от 13 марта 2019 года N 195, чем нарушены требования Федерального закона N 52-ФЗ и санитарных правил.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Радиал-Сервис", получив предписание административного органа об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не приняло все зависящие от него меры по его надлежащему выполнению в установленный срок и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам заявителя предписание от 13 марта 2019 года N 195 вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе.
Федеральным законом N 52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и т.п.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона N 52-ФЗ нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года N 14 (далее СанПиН 2.1.6.1032-01), устанавливают, что соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1992 года N 545
"Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" определено, что нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов, размещения отходов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения (пункт 4 данного постановления).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно пункту 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
При этом проекты нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам (пункт 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (пункт 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов (пункт 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать эти требования, а при их нарушении в силу статьи 11, пункта 2 статьи 24, пункта 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных работ и оказание услуг (часть 2 статьи 24 данного закона).
Исходя из вышеприведенных норм, каждое юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность и имеющее в собственности или пользовании источники загрязнения, несет установленные соответствующими нормами обязанности по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких объектов санитарным правилам и гигиеническим нормативам, представлению протоколов лабораторных исследований за качеством атмосферного воздуха в рамках производственного контроля, решению вопроса об установления санитарно-защитной зоны используемых объектов.
При этом получение в 2014 году ООО фирма "Радиал" санитарно-эпидемиологических заключений на проект нормативов ПДВ по площадкам 1, 2, 3 ООО фирма "Радиал", расположенным в городе Курске по адресам: "адрес" для рассматриваемого дела правового значения не имеет, поскольку с января 2019 года производственные помещения по указанным адресам переданы в пользование иной организации (ООО "Радиал-Сервис"), которой соответствие санитарным правилам предельно допустимых выбросов от данных и иных используемых источников выбросов загрязняющих веществ с учетом специфики осуществляемой хозяйственной деятельности не подтверждено.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение обществом в установленный срок предписания должностного лица Управления установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Порядок и срок привлечения ООО "Радиал-Сервис" к административной ответственности соблюдены.
Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебным актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа города Курска от 21 мая 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 сентября 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Радиал-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Радиал-Сервис" Иванова В.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.