Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 г. по делу N 16-755/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Шкилева А.О. (далее Шкилев А.О.), действующего на основании ордера в интересах Салахетдиновой Э.Р. (далее Салахетдинова Э.Р.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 31 марта 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 августа 2020 года, вынесенные в отношении Салахетдиновой Э.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 31 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 августа 2020 года, Салахетдинова Э.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, с учетом ее дополнений, защитник Шкилев А.О, действующий в интересах Салахетдиновой Э.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Салахетдиновой Э.Р. по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. Просит восстановить срок на подачу жалобы на вышеуказанные процессуальные акты. Также в жалобе заявлено ходатайство о ее рассмотрении посредством использования систем видео-конференц-связи.
Заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
Данная жалоба рассматривается судьей Первого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Об этом указано в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В связи с этим оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о рассмотрении жалобы посредством использования систем видео-конференц-связи не имеется.
Акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"), уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представило.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 27 января 2020 года старшим УУП ОП N 5 УМВД России по городу Нижнему Новгороду составлен протокол об административном правонарушении 52 БЗ N 173876, согласно которому 10 января 2020 года в 09 часов 40 минут установлен факт самовольного подключения к газопроводу и использования газа Салахетдиновой Э.Р. без разрешения газоснабжающих организаций по адресу: "адрес"
Согласно произведенному расчету сумма ущерба составила 217 671 рубль 49 копеек. При этом действия Салахетдиновой Э.Р. не содержат уголовно наказуемого деяния.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Салахетдиновой Э.Р. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 114-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", введенным в действие 09 июня 2019 года, статья 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 2, предусматривающей ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам.
Таким образом, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Салахетдиновой Э.Р. к административной ответственности, статья 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состояла из двух частей. Следовательно, при осуществлении квалификации противоправных действий по делу об административном правонарушении должен быть указан состав административного правонарушения, предусмотренный названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со ссылкой на соответствующую ее часть.
Вместе с тем из протокола об административном правонарушении не следует, какой частью статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение вмененного Салахетдиновой Э.Р. административного правонарушения, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вменяемого административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, должны быть указаны и в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка N 8 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 31 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 августа 2020 года, Салахетдинова Э.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в соответствии с названными судебными актами, принятыми мировым судьей и судьей районного суда, Салахетдиновой Э.Р. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 указанной статьи, при этом судебными инстанциями оставлено без надлежащего внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность оспариваемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты, вынесенные по данному делу нельзя признать законными, соответствующими требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Салахетдиновой Э.Р. дела об административном правонарушении, имели место 10 января 2020 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 8 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 31 марта 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 августа 2020 года, вынесенные в отношении Салахетдиновой Э.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу адвоката Шкилева А.О, действующего на основании ордера в интересах Салахетдиновой Э.Р, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 8 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 31 марта 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 03 августа 2020 года, вынесенные в отношении Салахетдиновой Э.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.