Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. по делу N 16-801/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Болдырева А.Е. (далее Болдырев А.Е.) на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Воронежа от 08 сентября 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении Болдырева А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда города Воронежа от 08 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Воронежского областного суда от 19 ноября 2020 года, Болдырев А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Болдырев А.Е. просит отменить состоявшиеся по делу процессуальные акты, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что во вменяемых ему действиях отсутствуют нарушения Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Губернатора Воронежской области от 13 мая 2020 года N 184-У "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон N 54-ФЗ). Полагает, что в дело не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он являлся организатором собрания и осуществлял сбор подписей. Обращает внимание на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу, выразившиеся в неизвещении о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Болдырева А.Е. к административной ответственности) нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В силу пункта а.2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" предписано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с Указом Губернатора Воронежской области от 13 мая 2020 года N 184-У "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Воронежской области предусмотрен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности.
Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Указа в редакции, действующей по состоянию на 01 августа 2020 года, без указания конкретной даты снятия, на территории Воронежской области временно приостановлено проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением: проведения избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Воронежской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области; проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории; деятельности зоопарков и океанариумов; деятельности библиотек, музеев, музеев-заповедников, дворцово-парковых музеев при соблюдении соответствующих рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения Болдырева А.Е. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, явились обстоятельства, описанные в протоколе об административном правонарушении от 13 августа 2020 года и обжалуемых судебных актах, выразившиеся в том, что Болдырев А.Е. с 18 часов 57 минут до 20 часов 30 минут 01 августа 2020 года у памятника И.Никитина по адресу: "адрес" осуществлял сбор подписей под обращением в суд по обжалованию результатов Общественного голосования, связанного с одобрением изменений в Конституцию Российской Федерации, организовал проведение публичного мероприятия в форме собрания, на котором высказывал собственное мнение, а также активно обсуждал с другими участниками вопросы одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, тем самым в нарушение вышеприведенных требований нормативных актов своими действиями подверг участников мероприятия угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении N 256055 от 13 августа 2020 года (л.д. 4-5), рапортом старшего инспектора УМВД России по городу Воронежу от 01 августа 2020 года (л.д. 9), видеозаписями (л.д. 15), и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Болдырева А.Е. квалифицированы по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Не соглашаясь с вынесенными в отношении него судебными актами, Болдырев А.Е. в числе прочих приводил доводы о том, что не является организатором публичного мероприятия.
Вместе с тем судебные инстанции обоснованно сочли данное утверждение несостоятельным ввиду его противоречия собранным по делу доказательствам.
В соответствии с абзацем 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В рассматриваемом случае факт проведения Болдыревым А.Е. публичного мероприятия с распространением средств наглядной агитации - значков, листовок (л.д. 13, 15) установлен исходя из исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи.
С учетом изложенного выводы судебных инстанций о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения сомнений не вызывают, а несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм указанного Кодекса и Федерального закона N 54-ФЗ, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является. Судами было правильно установлено, что в данном случае лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Болдырев А.Е. принял на себя организационно-распорядительные функции, связанные с проведением публичного мероприятия, руководил ходом публичного мероприятия, что было установлено должностными лицами УМВД России по городу Воронежу, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, и позволило отнести данное лицо к организатору публичного мероприятия.
Вопреки доводу жалобы, о составлении 13 августа 2020 года протокола об административном правонарушении Болдырев А.Е. заблаговременно извещен должностным лицом (л.д. 6, 7). В связи с его неявкой, как предписывает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ему направлена копия протокола об административном правонарушении (л.д. 10, 11).
Жалоба на постановление судьи районного суда рассмотрена судьей областного суда 19 ноября 2020 года, при этом о дате судебного заседания Болдырев А.Е. и его защитник своевременно извещены (л.д. 47).
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела и данных о личности, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм материального права. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
В содержании жалобы не содержится правовых аргументов, свидетельствующих о том, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Воронежа от 08 сентября 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении Болдырева А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Болдырева А.Е. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.