Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ляховицкого Ю.С. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 4 марта 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги, о возложении и обязанности.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ляховицкий Ю.С. обратился в суд к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 4 марта 2020 года N Р001-1908197083-23257227 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", в аренду или в собственность на торгах, государственная собственность на который не разграничена.
Требования мотивировал тем, что указанное в оспариваемом решении администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области основание отказа - невозможность использовать испрашиваемый земельный участок в соответствии с видом разрешенного использовании "для индивидуального жилищного строительства" в связи с расположением данного земельного участка по границе с землями лесного фонда является неверным, поскольку распоряжением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 24 июня 2019 года N 129-РЗ утверждена схема расположения указанного земельного участка, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями закона, ему присвоен кадастровый номер. Кроме того, испрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки территории Сергиево-Посадского округа, расположен в зоне Ж-2 (застройка индивидуальными жилыми домами), по южной границе смежным землепользователем является лесной фонд, однако указанный факт не свидетельствует о расположении земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, устанавливающими какие либо ограничения для использования участка под индивидуальное жилищное строительство. В южной части с. Абрамцево, где расположен испрашиваемый земельный участок, имеется жилая застройка.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 января 2021 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным оспариваемое решение, и на административного ответчика возложена обязанность принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе, поданной 23 марта 2021 года через Сергиево-Посадский городской округ Московской области, поступившей в Первый кассационный суд 15 апреля 2021 года, администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области просит отменить состоявшиеся по административному делу судебные акты, ссылаясь на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка ввиду отсутствия противопожарных расстояний от границ застройки (домов) до границ лесного массива; нахождение указанного земельного участка в зоне с особыми условиями; фактическое разрешение судом спора о праве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 24 июня 2019 года N 129-РЗ утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 1500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями закона.
Ляховицкий Ю.С. обратился в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением в предоставлении вышеназванного земельного участка в аренду или в собственность на торгах.
Решением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 4 марта 2020 года N Р001-1908197083-23257227 отказано Ляховицкому Ю.С. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, в аренду или в собственность на торгах на основании подпункта 5.1 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно части 2 статьи 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" необходимо соблюдение противопожарных расстояний от границ застройки (домов) до границ лесного массива, установленных Сводом Правил 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", а испрашиваемый земельный участок расположен по границе с землями лесного фонда, и его невозможно использовать в соответствии с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении испрашиваемого земельного участка не установлены зоны с особыми условиями использования территории. Согласно справке Комитета лесного хозяйства спорный земельный участок не имеет наложений на земли лесного фонда. Из акта обследования земельного участка с кадастровым номером N усматривается, что участок расположен в границах населенного пункта "адрес", в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), что соответствует виду разрешенного использования участка, утвержденному распоряжением администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 24 июня 2019 года N 130-P3. На данной улице расположены земельные участки и жилые дома.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Подпунктом 5.1 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку административным ответчиком был сформирован испрашиваемый земельный участок, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории кадастровых кварталов, установлена категория земель - земли населенных пунктов и вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", земельный участок поставлен на кадастровый учет, наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли государственного лесного фонда и его нахождения в зоне с особыми условиями не установлено, основания, предусмотренного подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в проведении аукциона у администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы отсутствие требуемых противопожарных разрывов не свидетельствует о существующей угрозе для жизни и здоровья людей, поскольку, как правильно отмечено судебными инстанциями, строительными нормами и правилами допускается возможность уменьшения их расстояния, данное нарушение может быть устранено путем устройства противопожарных мероприятий.
Доводы жалобы о том, что отсутствие сведений о зоне с особыми условиями в Едином государственном реестре недвижимости не свидетельствует об отсутствии такой зоны, противоречат положениям пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы в кассационной жалобе о том, что суд фактически разрешилспор о праве, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, правильно признаны ошибочными. Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы основаны на ином толковании положений приведенного выше законодательства не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 2 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.