дело N М-4215/2020
N 88а-9552/2021
город Саратов 13 апреля 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенков О.В, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на определение Центрального районного суда города Воронежа от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение Воронежского областного суда от 9 февраля 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области о признании решения от 28 октября 2020 года N 9728 незаконным, возложении обязанности принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать незаконным решение от 28 октября 2020 года N 9728; возложить обязанность принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425.
Определением судьи Центрального районного суда города Воронежа от 27 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Воронежского областного суда от 9 февраля 2021 года, административное исковое заявление оставлено без движения, на основании части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной 6 марта 2021 через суд первой инстанции, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Полагал, что основания для оставления настоящего административного искового заявления без движения являются формальными, а указанные недостатки не существенными.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судьей судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установлено такого рода нарушений.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов (статьи 125, 126, 220), соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела. В случае если судья устанавливает, что административное исковое заявление подано с нарушением предъявляемых к нему требований, он выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указываются основания для этого и устанавливается разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения (часть 1 статьи 130 и часть 3 статьи 222). Если же выявленные недостатки не исправлены в срок, установленный в указанном определении, то это является основанием для возвращения административного искового заявления (пункт 7 части 1 статьи 129 и часть 2 статьи 222).
Оставляя заявление без движения, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем при подаче административного иска не соблюдены статьи 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемые к форме и содержанию административного искового заявления, а именно в административном исковом заявлении не указана конкретная дата обращения административного истца к административному ответчику с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства; не была приложена копия обжалуемого решения от 28 октября 2020 года N 9728, кроме того, в административном исковом заявлении административный истец указал, что нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, нуждающихся в благотворительной помощи, или угроза их нарушения могут возникнуть на территории Центрального района города Тюмени, данные же требования являются предметом судебной проверки.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 указанного Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 данного Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (часть 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку доводам общественного движения о том, что административное исковое заявление подлежит принятию, а основания об оставлении его без движения носят формальный характер, указали, что согласно действующему законодательству требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть четко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чем конкретно выражаются требования истца, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.
Выводы судебных инстанций являются верными, в определениях судов первой и апелляционной инстанций мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований полагать, что у судов отсутствовали правовые основания для оставления административного искового заявления без движения, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327.1-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определил:
определение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судьи Воронежского областного суда от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья О.В. Кривенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.