Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Фатежского района Курской области на решение Фатежского районного суда Курской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Фатежского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фатежского района Курской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Фатежского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Фатежского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к проведению инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на территории Фатежского района Курской области, не относящихся к государственному лесному фонду, понуждении принятия мер к их учету.
В обоснование заявленных требований указал, что непринятие указанных мер создает угрозу нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду, поскольку не позволяет надлежащим образом организовать охрану, защиту, воспроизводство лесов, создает угрозу безопасности в лесах, препятствует исполнению административным ответчиком обязанностей, возложенных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Фатежского районного суда Курской области от 16 июля 2020 года административные требования прокурора Фатежского района Курской области удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 сентября 2020 года решение первой инстанции изменено. Изложено в следующей редакции: административные исковые требования прокурора Фатежского района Курской области к администрации Фатежского района Курской области об оспаривании бездействия удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Фатежского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению в отношении бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории Фатежского района Курской области, не относящихся к государственному лесному фонду, работ по постановке на государственный кадастровый учет. Возложить на администрацию Фатежского района Курской области обязанность организовать работы по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории Фатежского района Курской области, не относящихся к государственному лесному фонду, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать.
В кассационной жалобе, поданной 11 марта 2021 года через Фатежский районный суд Курской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 марта 2021 года, администрация Фатежского района Курской области просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы ссылается на отсутствие документов, подтверждающих наличие на территории района бесхозных лесов, а имеется только справочная информация о наличии лесов на землях населенных пунктов без указания их фактического местоположения. Указывает, что границы лесничеств в черте населенных пунктов, относящихся к государственном лесному фонду, на территории Фатежского района Курской области не установлены, в связи с чем проведение работ по постановке на государственный кадастровый учет бесхозных лесных участков, возможно после внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесных участков относящихся к лесному фонду и находящихся в собственности Российской Федерации; выполнение кадастровых работ административным ответчиком до момента установления уполномоченным органом исполнительной власти Курской области границ лесничеств будут преждевременным, приведет к нарушению прав собственности Российской Федерации в отношении лесного фонда и нецелевым затратам бюджета муниципального района.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокуратура Курской области просит судебные акты оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на территории Фатежского района Курской области по состоянию на 1 января 2020 года площадь земель, занятых видом угодий "лесные площади" по категории "земли населенных пунктов" составляет 281 га.
По результатам проведенной прокуратурой Фатежского района Курской области проверки исполнения требований законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Фатежского района Курской области, 26 марта 2019 года администрации Фатежского района Курской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании и принятии мер к проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду, расположенных на территории Фатежского района Курской области, с указанием наименования и площади участков, для дальнейшей постановки на кадастровый учет, инициированию процедуры разграничения права государственной собственности.
Согласно ответу администрации Фатежского района Курской области на представление от 6 мая 2019 года N представление не исполнено, обязанности по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений на отделы и специалистов администрации не возлагались, муниципальные правовые акты в сфере лесных отношений не принимались.
Из сообщения комитета лесного хозяйства Курской области от 22 апреля 2020 года следует, что по состоянию на 1 января 2020 года площадь земель, занятых видом угодий "лесные площади" по категории "земли населенных пунктов" в Фатежском районе Курской области составляет 281 га.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение ими, в том числе на принятие мер по инициированию процедур разграничения права государственной собственности в их отношении. Непринятие администрацией Фатежском района Курской области мер к постановке на учет бесхозного имущества - лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, нарушает законные права и интересы неопределённого круга лиц, и свидетельствует о незаконном бездействии.
Изменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в границах Фатежского района Курской области расположены участки с лесными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на государственный кадастровый учет. Отсутствие в собственности или на балансе лесных участков свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Фатежского района Курской области обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, который обязан провести мероприятия по кадастровому учету в отношении земельных участков, покрытых лесом, расположенных в Фатежском районе Курской области, и не отнесенных к лесному фонду. Учитывая, что земельные участки, покрытые лесом, на кадастровый учет не поставлены, данное обстоятельство может привести к невозможности рационального использования таких лесов, их охраны и защиты, осуществлению надлежащего муниципального лесного контроля, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с лесными пожарами, нерациональному использованию лесных ресурсов, нарушению интересов неопределенного круга лиц. Однако, осуществление государственной инвентаризации лесов отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти, в связи с чем, оснований для возложения обязанностей на орган местного самоуправления - администрацию Фатежского района Курской области обязанности по проведению мероприятий по инвентаризации лесов на землях иных категорий, не относящихся к лесам лесного фонда, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 36 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения муниципального района относится организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств.
Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки.
Государственная инвентаризация лесов, осуществляемая в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации, проводится в отношении уже учтенных лесов, относящихся к государственному лесному фонду, в целях обеспечения эффективного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора посредством своевременного выявления негативных воздействий на леса и нарушений лесного законодательства.
В силу статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление государственной инвентаризации лесов отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы апелляционной инстанции о том, что непринятие администрацией Фатежского района Курской области мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, нарушает законные права и интересы неопределённого круга лиц. Возложение на администрацию Фатежского района Курской области обязанности организовать работы по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории Фатежского района Курской области, не относящихся к государственному лесному фонду, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фатежского районного суда Курской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Фатежского района Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.