Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черновой Е.В. на решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Нижнего Новгорода к Черновой Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району города Нижнего Новгорода (далее - ИФНС России по Московскому району города Нижнего Новгорода) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Черновой Е.В. пени в размере 321 рубля 39 копеек, образовавшихся от неуплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год; пени в размере 1004 рубля 56 копеек, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года); пени в размере 213 рублей 07 копеек, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года; пени в размере 24 рублей 34 копеек, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года; пени в размере 83 рублей 26 копеек, образовавшихся от неуплаты в 2017, 2018 годах страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; пени в размере 403 рублей 83 копеек, образовавшаяся от неуплаты в 2017, 2018 годах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на
выплату страховой пенсии; пени в размере 2750 рублей 75 копеек, образовавшихся от неуплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налога за 3, 4 кварталы 2016 года.
Решением Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 октября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены в части.
С Черновой Е.В. взысканы пени в размере 321 рубля 39 копеек, образовавшихся от неуплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год; пени в размере 83 рублей 26 копеек, образовавшихся от неуплаты в 2017, 2018 годах страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; пени в размере 403 рублей 83 копеек, образовавшаяся от неуплаты в 2017, 2018 годах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии; пени в размере 2750 рублей 75 копеек, образовавшихся от неуплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налога за 3, 4 кварталы 2016 года.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 марта 2021 года почтой через Московский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 марта 2021 года, Чернова Е.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что судами нижестоящих инстанций неверно истолковано понятие текущих обязательных платежей применительно к пеням по налогам, сборам и страховым взносам, поскольку возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налога и начислении пени, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации доначисленных обязательных платежей как текущих, поскольку указанный подход применяется в отношении таможенных пошлин и страховых взносов. Взысканные пени не являются текущими платежами, поскольку их начисление связано с несвоевременной уплатой налогов и страховых взносов, налоговый период которых закончился до принятия заявления о признании Черновой Е.В. банкротом, и подлежат отдельному учету в реестре требований кредиторов и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности в рамках процедуры банкротства.
На кассационную жалобу поданы письменные возражения налогового органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Чернова Е.В. состояла на учете в ИФНС России по Московскому району города Нижнего Новгорода в качестве индивидуального предпринимателя с 15 июня 1999 года по 21 августа 2018 года.
За время осуществления предпринимательской деятельности Чернова Е.В. ненадлежащим образом исполняла возложенную в силу закона обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
За расчетный период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года ОПС составляла 23 400 рублей, ОМС - 4590 рублей
За расчетный период с 1 января 2018 года по 21 августа 2018 года ОПС составляла 16 983 рубля 09 копеек, ОМС - 3736 рублей 34 копейки.
20 октября 2016 года административным истцом представлена налоговая декларация по ЕНВД за 3 квартал 2016 года, начислено 151 124 рубля.
20 января 2017 года представлена налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал 2016 года, начислено - 128 951 рубль.
1 августа 2016 года административным истцом представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2016 года, начислено налога 43 082 рубля.
31 октября 2016 года административным истцом налоговому органу представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 9 месяцев 2016 года, начислено налога 19 990 рублей.
3 апреля 2017 года представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 12 месяцев 2016 года, начислено налога 12 149 рублей.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок начисленных налогов, Черновой Е.В. направлены требования об уплате налогов, пени от12 ноября 2018 года N, сроком уплаты до 30 ноября 2018 года, от 12 ноября 2018 года N, сроком уплаты до 30 ноября 2018 года, от 11 декабря 2018 года N, сроком уплаты до 29 декабря 2018 года, от 11 декабря 2018 года N, сроком уплаты до 29 декабря 2018 года, которые не исполнены.
6 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка "данные изъяты" вынесен судебный приказ о взыскании с Черновой Е.В. задолженности в размере 4 801 рубля 20 копеек, который по заявлению должника определением того же мирового судьи от 23 сентября 2019 года отменен.
Сумма взыскиваемых по настоящему административному делу пеней образовалась в результате неуплаты страховых взносов за 2017, 2018 годы, ЕНВД за 3, 4 кварталы 2016 год, НДФЛ за 2016 год, налоги и взносы по указанным налоговым периодам включены в реестр требований кредиторов в рамках рассмотрения в "данные изъяты" дела N N о признании ФИО1 банкротом.
Взыскиваемые по настоящему административному исковому заявлению задолженности по пеням, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, так как являются текущими платежами.
4 февраля 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что доказательств, подтверждающих погашение Черновой Е.В. задолженности по пени, образовавшиеся от неуплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2016 года в размере 321 рубль 59 копеек; пени, образовавшиеся от неуплаты страховых взносов за 2017, 2018 годы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 83 рублей 26 копеек, пени, образовавшиеся от неуплаты страховых взносов за 2017, 2018 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 403 рублей 83 копеек; пени, образовавшиеся от неуплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 и 4 кварталы 2016 года в размере 2750 рублей 75 копеек, не представлено.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания с Черновой Е.В. пени в размере 1004 рубля 56 копеек, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, пени в размере 213 рублей 07 копеек, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, пени в размере 24 рубля 34 копейки, образовавшихся от неуплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что у административного истца отсутствовали основания для выставления административному истцу оспариваемых требований, поскольку образовались за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичный порядок предусматривался Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования", регулирующим вопросы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 1 января 2017 года.
В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно положениям пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Из статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1, 2, 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества производят исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей; налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса; общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьями 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Доводы кассационной жалобы о том, что вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о начислении пеней по обязательным платежам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих, поскольку указанный подход применяется в отношении таможенных пошлин и страховых взносов, является основанным на неверном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ) в числе прочего регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве.
Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 213.27 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ предусмотрено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
По общему правилу после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (абз. 1 пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ).
Вместе с тем, по смыслу абз. 2 пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктом 5 статьи 213.28.
В силу пункта 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Исходя из положений части 1 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Сумма взыскиваемых пеней образовалась в результате неуплаты страховых взносов за 2017, 2018 годы, ЕНВД за 3, 4 кварталы 2016 года, НДФЛ за 2016 год.
Налоги и взносы по указанным налоговым периодам были включены в реестр требований кредиторов в рамках рассмотрения в "данные изъяты" дела N N о признании Черновой Е.В. банкротом, на основании поданного ею заявления от 11 октября 2018 года, принятого определением от 18 октября 2018 года к производству суда.
Решением "данные изъяты" от 27 ноября 2018 года Чернова Е.В. была признана несостоятельной (банкротом). Введена процедура реализации имущества Черновой Е.В. сроком на 6 месяцев.
Пени в результате неуплаты страховых взносов, ЕНВД, НДФЛ возникли на основании требований от 12 ноября 2018 года N, сроком уплаты до 30 ноября 2018 года, от 12 ноября 2018 года N, сроком уплаты до 30 ноября 2018 года, от 11 декабря 2018 года N, сроком уплаты до 29 декабря 2018 года, то есть после даты принятия заявления о признании Черновой Е.В. банкротом.
Доводы кассационной жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, им была дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черновой Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.