Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Филатовой В.Ю, Камышановой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 28 декабря 2020 года гражданское дело по иску Департамента сельского хозяйства Брянской области к Пикашову Н. Н.чу о принудительном изъятии земельного участка, по кассационной жалобе Управления имущественных отношений Брянской области на заочное решение Суземского районного суда Брянской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя Управления имущественных отношений Брянской области - Щербенко Л.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в суд с исками к Пикашову Н.Н. о принудительном изъятии земельного участка.
Заочным решением Суземского районного суда Брянской области от 18 марта 2020 года, с учетом определения Суземского районного суда Брянской области от 1 апреля 2020 года об исправлении описки, у Пикашова Н.Н. изъят земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10, 3601 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства по адресу: "адрес" расположенный с юго-восточной стороны "адрес" и непосредственно граничащего с землями этого населенного пункта, путем продажи с публичных торгов. Установлена начальная продажная цена изъятого земельного участка в размере его кадастровой стоимости - 235174 руб. 27 коп.
В удовлетворении требований департамента сельского хозяйства Брянской области к Пикашову Н.Н. о способе определения начальной продажной цены изъятого земельного участка на публичных торгах в размере его рыночной стоимости отказано.
С Пикашова Н.Н. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2020 года заочное решение Суземского районного суда Брянской области от 18 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии отменить в части установления начальной продажной цены изъятого земельного участка, принять в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования, в связи с неправильным применением норм материального права.
Учитывая, что Управление имущественных отношений Брянской области обжалует судебное постановление в части, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пикашову Н.Н. с 2012 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10, 3601 га, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 235174 руб. 27 коп.
В период с 2016 года по 2019 года Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям были проведены проверки, по результатам которых установлены нарушения ответчиком требований земельного законодательства: задернование и зарастание земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, неиспользование земельного участка для сельскохозяйственного производства или целей, связанных с осуществлением сельскохозяйственного производства.
По результатам проверок выданы предписания об устранения нарушений земельного законодательства.
На основании постановлений Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям и мировых судей судебных участков N и N Выгоничского судебного района Брянской области, судебного участка N Суземского судебного района Брянской области, вступивших в законную силу, ответчик был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного контроля (надзора).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что спорный земельный участок, имеющий категорию земель сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование для ведения сельскохозяйственного производства, в течении трех и более лет подряд не используется Пикашовым Н.Н. по целевому назначению, принимая во внимание факт неоднократного привлечения ответчика к административной ответственности за невыполнение требований земельного законодательства и не устранения допущенных нарушения после назначения административного наказания, пришел к выводу о наличии оснований для принудительного изъятия земельного участка и его продаже с публичных торгов. В указанной части судебные постановления не оспариваются в связи с чем не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Определяя начальную цену спорного земельного участка на публичных торгах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" пришел к выводу об установлении начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой инстанции, обоснованно сослался на пункт 11 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности статей 7, 12, 13, 42, 44 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы жалобы, выражающие несогласие с определением судом начальной цены изъятого земельного участка в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка, являются необоснованными, поскольку способ определения начальной продажной цены земельного участка и цена участка установлены судом на основании пункта 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", определяющего процедуру принудительного изъятия участка, предусматривающего альтернативные способы определения такой цены либо рыночной стоимости земельного участка либо его кадастровой стоимости. Суд первой инстанции, принимая во внимание результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Управления имущественных отношений Брянской области, пришел к выводу об установлении начальной цены земельного участка на публичных торгах, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Суземского районного суда Брянской области от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.