Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2021 года гражданское дело N21038/2020 по иску Саманцовой ФИО12 в интересах несовершеннолетних Саманцова ФИО13, Саманцова ФИО14 к АНО "Брянский областной жилищный фонд" о признании незаконными действий, решения об исключении из реестра очередности, возложении обязанности восстановить в реестре очередности многодетных семей, по кассационной жалобе Саманцовой ФИО15
на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, установила:
Саманцова Е.Р. обратилась в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Саманцова С.А, Саманцова Б.А. в суд с иском к АНО "Брянский областной жилищный фонд" о признании незаконными действий, решения об исключении из реестра очередности, возложении обязанности восстановить в реестре очередности многодетных семей.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 30 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Саманцовой Е.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Саманцовой Е.Р. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Саманцова Е.Р. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 сентября 2013 года Саманцова Е.Р. обратилась с заявлением к председателю областной комиссии по предоставлению субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развития дорожного хозяйства Брянской области" о предоставлении субсидии за счет бюджета для приобретения (строительства) жилья с привлечением ипотечного кредита по программе "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" долгосрочной целевой программы "Жилище" (2012-2015 годы)" государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области (2012-2015 годы)" на состав семьи 5 человек (Саманцова Е.Р. заявитель; ФИО16 муж; ФИО17 сын; Саманцов С.А. сын; Саманцов Б.А. сын), в связи с тем, что истец и члены ее семьи являлись участниками подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" в рамках программы "Строительство и архитектура в Брянской области (2012- 2015 годы)".
Письмом от 6 февраля 2014 года АНО "Брянский областной жилищный фонд" известило истца о том, что постановление администрации Брянской области от 30 декабря 2011 года N 1307 "Об утверждении государственной программы "Строительство и архитектура в Брянской области (2012-2015 годы)", в рамках которого действовала подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области", участником которой она являлась, утратило силу. Разъяснено, что в настоящее время действует программа строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области, утвержденная постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 833-п, в рамках которой действует подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве", участником которого является истец. Также разъяснен порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 846- п. В случае подтверждения статуса "многодетная семья" номер очереди в реестре очередности многодетных семей по Брянской области по состоянию на 1 января 2014 года 328. Для подтверждения данного статуса "многодетная семья" и участия в подпрограмме необходимо предоставить соответствующее удостоверение.
14 мая 2019 года письмом N 191 АНО "Брянский областной жилищный фонд" известило истца о том, что постановлением правительства Брянской области от 16 июля 2018 года N 346-п внесены изменения в Порядок предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 846-п, разъяснен новый порядок предоставления субсидии, предложено истцу предоставить ходатайство с информацией о признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также копию удостоверения, подтверждающего статус "многодетная семья", в срок до 1 августа 2019 года. Сообщалось, что номер очереди в реестре очередности для многодетных семей по состоянию на 1 мая 2019 года - 191.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 31 июля 2019 года N 287-р, на основании протокола заседания жилищной комиссии от 26 июля 2019 года N 26 решено признать нуждающейся в жилом помещении и оформить ходатайство на получение субсидии в рамках государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области", утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года N 731-п, Саманцова Е.Р. на состав семьи 4 человека, в том числе: сын ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Саманцов С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Саманцов Б.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
29 июля 2019 года главой администрации Советского района г. Брянска в адрес председателя областной комиссии по предоставлению субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" направлено ходатайство о выделении субсидии за счет средств областного бюджета для приобретения (строительства) жилья в отношении Саманцовой Е.Р. с составом семьи 4 человека.
В ходе реализации подпрограммы изменился статус многодетной семьи истца, поскольку сын ФИО19 стал совершеннолетним, и семья перестала отвечать признакам многодетной семьи.
Согласно ответу ГБУ Комплексный центр социального обслуживания г. Брянска от 21 мая 2020 года N 11 следует, что семья Саманцовой Е.Р. в настоящее время как многодетная на учете не состоит.
Истец переведена в статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании ходатайства жилищной комиссии Советской районной администрации г. Брянска, о чем АНО "Брянский областной жилищный фонд" письмом от 14 августа 2019 года за N 270 сообщила истцу об изменении статуса и переводе в другую очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 62.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Саманцовой Е.Р. о признании незаконными действий АНО "Брянский областной жилищный фонд", выразившихся в письме N 270 от 14 августа 2019 года об исключении истца и членов ее семьи из реестра очередности многодетных семей и включении в реестр очередности участников подпрограммы, восстановлении в реестре очередности многодетных семей под номером 191 в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014-2020 годы)", суд первой инстанции исходил из того, что действия, решение ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов истца и членов ее семьи, поскольку согласно п.4.3 Порядка предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N846-п, если семья участника подпрограммы утрачивает статус многодетной, но сохраняет статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она исключается из реестра очередности многодетных семей и включается в реестр очередности участников подпрограммы в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме.
Суд первой инстанции также указал, что ответчик действий по снятию с учета нуждающихся в жилье семьи Саманцовой Н.Р. не совершал. Распоряжением от 31 июля 2019 года N 287-р семья Саманцовой Е.Р. признана Советской районной администрацией г. Брянска нуждающейся в жилом помещении и оформлении ходатайства на получение субсидии в рамках государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитии дорожного хозяйства Брянской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В судебных актах приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Саманцовой Е.Р. являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саманцовой ФИО20 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.