Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Авраменко А.А. к Военному комиссариату Брянской области о признании незаконным и отмене решения военного комиссариата о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности, понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе Авраменко А.А.
на решение Советского районного суда г.Брянска от 09 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Авраменко А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Брянской области о признании незаконным и отмене решения военного комиссариата о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности, понуждении к совершению действий.
Решением Советского районного суда города Брянска от 09 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года, исковые требования Авраменко А.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Авраменко А.А. изложена просьба об отмене решения Советского районного суда города Брянска от 09 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено, что Авраменко А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в период с 21 ноября 1961 года по 13 августа 1988 года. 21 июня 1988 года истец уволен с военной службы приказом главнокомандующего военно-воздушными силами и исключен из списков личного состава с 13 августа 1988 года.
Исходя из материалов дела, Авраменко А.А. является гражданином Российской Федерации.
В период с 14 августа 1988 года по 30 ноября 1994 года и с 01 апреля 2002 года по 29 февраля 2012 года Авраменко А.А. являлся получателем пенсии за выслугу лет в Республике Беларусь. Военным комиссариатом Брянской области на основании заявления Авраменко А.А. от 16 марта 2012 года ввиду перемены места жительства была назначена пенсия за выслугу лет с 01 марта 2012 года.
Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта с 27 января 2012 года по 14 июня 2016 года Авраменко А.А. был зарегистрирован на территории "адрес" по адресу: "адрес"; с 14 июня 2016 года зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: "адрес".
21 ноября 2017 года Авраменко А.А. оформлен вид на жительство на территории Республики Беларусь N в "адрес" сроком с 27 ноября 2017 года по 25 августа 2041 года.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2016 года начальником отдела военного комиссариата по Брянской области по городу Клинцы, Клинцовскому, Гордеевскому и Красногорскому районам в адрес военного комиссара Брянской области направлен акт проверки законности выплаты пенсии по месту жительства пенсионера Авраменко А.А.
Согласно указанному акту, датированному 12 августа 2016 года, по адресу: "адрес" на звонки дверь в калитку не открыли. Аналогичный акт составлен 21 ноября 2017 года.
19 июля 2016 года военным комиссариатом принято решение о приостановлении выплаты пенсии, 27 января 2017 года принято решение о прекращении выплаты пенсии с 01 февраля 2017 года в связи с тем, что ФИО1 проживает постоянно в "адрес" на основании вида на жительство.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения военного комиссариата о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и взыскании задолженности, понуждении к совершению действий, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, статей 50, 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), указали, что с учетом того, что военным комиссариатом Брянской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Авраменко А.А. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания Авраменко А.А. на территории другого государства - Республики Беларусь влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у военного комиссариата Брянской области законных оснований для принятия решения о прекращении выплаты пенсии Авраменко А.А. и об отсутствии оснований для возобновления её выплаты, с учетом того, что обстоятельства, повлекшие прекращение выплаты пенсии Авраменко А.А, не устранены.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее также - Соглашение от 15 мая 1992 года).
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением.
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, а также пенсионного обеспечения семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств-участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Исходя из положений пункта "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Организация работы по пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащих, регулируется статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, которая определяет, что такая работа осуществляется применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами в области пенсионного обеспечения.
Основания приостановления, прекращения и восстановления выплаты пенсии предусмотрены соответственно в статьях 24 и 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), подлежащего применению при разрешении настоящего спора в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Прекращение выплаты страховой пенсии производится, в частности, в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Часть 7 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ содержит норму о том, что при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 данной статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования в случае выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым у Российской Федерации заключен договор, предусматривающий обязательства по пенсионному обеспечению проживающих на его территории пенсионеров, и при условии отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, выплата ему пенсии приостанавливается. Последующее прекращение выплаты пенсии пенсионеру допускается по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии.
Вместе с тем в случае обращения пенсионера, выплата пенсии которому была прекращена, в пенсионный орган с заявлением о восстановлении ему выплаты пенсии при наличии у него права на данную пенсию в период с момента прекращения ее выплаты до подачи такого заявления решение о прекращении выплаты пенсии отменяется, а суммы пенсии выплачиваются пенсионеру за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований неправильно применили к спорным отношениям нормы Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года, без учета взаимосвязанных с ними положений статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I, определяющих организацию Министерством обороны Российской Федерации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, и статей 24, 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, устанавливающих основания приостановления, прекращения и восстановления выплаты пенсии.
В соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права при разрешении исковых требований Авраменко А.А, имеющим значение для дела обстоятельством являлось установление судами первой и апелляционной инстанций факта выезда на постоянное место жительство в Республику Беларусь и факта выплаты истцу аналогичной пенсии в период его пребывания в Республике Беларусь по законодательству этого государства, что в случае подтверждения данного факта свидетельствовало бы об отсутствии предусмотренных законом оснований для выплаты ему в Российской Федерации пенсии за выслугу лет.
При рассмотрении дела судами не учтены пояснения Авраменко А.А. о том, что оформление им вида на жительства в Республике Беларусь связано с необходимостью периодического его лечения в данном государстве, где он состоит на медицинском учете, что оформление длительного периода вида на жительство исключает неоднократность его оформления, а также о том, что выезды его в Республику Беларусь носят не постоянный, а временный характер, в том числе к супруге и сыну, проживающим в указанной Республике, в то время как местом его постоянного жительства является Российская Федерация. Более того, 15 марта 2018 года Авраменко А.А. было подано заявление в центр социального обеспечения военного комиссариата Брянской области о выезде в Республику Беларусь, в котором изложена просьба о доставке государственной пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации, что подтверждает его пояснения относительно постоянного проживания в Российской Федерации.
Как указано выше, обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения настоящего дела, является факт выплаты истцу аналогичной пенсии в период его пребывания в Республике Беларусь по законодательству этого государства. Имеющаяся в материалах дела справка военного комиссариата города Минска Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил от 18 января 2020 года N подтверждает прекращение выплаты Авраменко А.А. пенсии по линии Министерства обороны Республики Беларусь, вместе с тем, данная справка не содержит сведений о дате прекращения выплаты пенсии. При этом, в судебном заседании представитель ответчика пояснял, что пенсионное дело Авраменко А.А. находится в военном комиссариате Брянской области и при необходимости оно могло быть направлено в Республику Беларусь. Указанные противоречия судами при рассмотрении дела не устранены.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при не установлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 октября 2020 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.