Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Филатовой В.Ю.
с участием прокурора Юнусовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина Сергея Сергеевича к ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области и к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным доклада, приказов, восстановлении на службе
по кассационной жалобе Воронина Сергея Сергеевича
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2020 года, которыми в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав Воронина С.С. поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юнусовой А.И, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, вынесенные по делу судебные постановления незаконными и необоснованными и подлежащими отмене, судебная коллегия, установила:
Воронин С.С. обратился в суд с иском к ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области и к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным доклада, приказов, восстановлении на службе.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 29 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Воронина С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Воронина С.С. без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Ворониным С.С. ставится вопрос об отмене решения Лискинского районного суда Воронежской области от 29 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2020 года, как незаконных ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судом установлено, что Воронин С.С. с 20 апреля 2012 года проходил службу в органах внутренних дел в соответствии с приказом от 20 апреля 2012 года N 665 л/с.
Приказом от 1 августа 2016 года N 152 л/с Воронин С.С. назначен на должность старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела МВД России по Лискинскому району Воронежской области.
За время службы Воронин С.С. имел 26 поощрений и 6 дисциплинарных взысканий, действующих взысканий не имеется.
Приказом N132 л/с от 4 июня 2020 года Воронин С.С. был уволен со службы из органов внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона РФ N342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", в связи с утратой доверия.
Основанием увольнения явились приказ ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области от 3 июня 2020 года N 131 л/с "О наложении дисциплинарного взыскания", приказ от 4 июня 2020 года N132 л/с, доклад ГУ МВД России по Воронежской области от 25 мая 2020 года.
Основанием для инициирования процедуры проведения проверки в соответствии с ч. 2 ст. 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" послужило распоряжение врио начальника ГУ МВД России по Воронежской области ФИО6 от 26 февраля 2020 г. N 1/803 в связи с поступившей в УРЛС ГУ МВД России по Воронежской области из ОРЧ СБ ГУ МВД России по Воронежской области информацией, полученной в результате проведенной служебной проверки по факту неправомерных действий сотрудников ОМВД по Лискинскому району Воронежской области, о том, что оперуполномоченный отдела уголовного розыска отдела МВД России по Лискинскому району Воронежской области Воронин С.С. неправомерно принудил гражданина Свидетель N2 передать денежные средства в сумме 25 000 рублей супругу следователя СО ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области капитана юстиции Свидетель N3 - гражданину Свидетель N4, что повлекло за собой возникновение у Воронина С.С. личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что свидетельствует об установлении факта совершения истцом коррупционного правонарушения, явившегося следствием игнорирования последним требований к служебному поведению и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В докладе о результатах проверки соблюдения требований к служебному поведению в отношении старшего оперуполномоченного ОУР ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области капитана полиции Воронина С.С. указано о нарушении последним положений ч.ч.1 и 2 ст.11 Федерального закона 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 13 ч. 1 ст. 12, ч.ч. 3, 4 ст. 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 4 ст. 7, п.п. 12, 13 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции", п. 2 "Положения о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов", утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 2015 г. N 650, п. 2 "Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов", утвержденного приказом МВД России от 03 мая 2017 г. N 258, п.п. 11, 15, 29 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, п. 26 должностного регламента, и о непринятии Ворониным С.С. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также по надлежащему исполнению обязанностей по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлению представителя нанимателя о такой возможности.
Судом также установлено, что 9 января 2020 года заместителем руководителя СО по г. Лиски СУ СК России по Воронежской области в отношении капитана полиции Воронина С.С. было возбуждено уголовное дело N по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по факту совершения им в период времени с 31 мая 2019 г. по 10 июня 2019 г. мошеннических действий с использованием своего служебного положения в отношении жителя поселка "адрес" Свидетель N2, а именно в принуждении последнего к передаче денежных средств в размере 25 000 рублей Свидетель N4, который является супругом следователя СО ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области Свидетель N3
С приказом об увольнении Воронин С.С. ознакомлен под роспись 05 июня 2020 года, в день увольнения им получена трудовая книжка и военный билет. В этот же день с Ворониным С.С. произведен окончательный расчет путем отправления в казначейство заявки на кассовый расход на сумму 25 622 рубля 61 копейку, которая была зачислена на счет Воронина С.С. 09 июня 2020 года.
Разрешая возникший спор и отказывая Воронину С.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения истцом коррупционного правонарушения доказан, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, в связи с чем пришел к выводу о правомерности применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Закона N 342-ФЗ, в связи с утратой доверия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия находит приведенные выводы основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (часть 1 статьи 2).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.
Согласно пунктам 4 и 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в органах внутренних дел.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона (статья 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника (часть 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
При определении понятия конфликта интересов на службе в органах внутренних дел согласно частям 1 и 2 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ используются понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, содержащиеся соответственно в частях 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно данным нормам под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.
Кроме того, согласно пункту 14 части 1 статьи 12 названного федерального закона сотрудник органов внутренних дел обязан уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
В силу статьи 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 этого федерального закона, в том числе в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
При наличии конфликта интересов именно заинтересованные лица, а не истец должны исключить разумные сомнения в том, что личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Указанное обстоятельство имеет правовое значение при решении вопроса о законности привлечения истца к дисциплинарной ответственности, что не было учтено судами ФИО2 и апелляционной инстанций.
Из доклада о результатах проверки соблюдения требований к служебному поведению в отношении старшего оперуполномоченного ОУР ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области капитана полиции Воронина С.С. от 25 мая 2020 года следует, что Воронин С.С. неправомерно принудил гражданина Свидетель N2 передать денежные средства в сумме 25 000 рублей супругу следователя СО ОМВД России по Лискинскому району Воронежской области капитана юстиции Свидетель N3 - гражданину Свидетель N4, что повлекло за собой возникновение у Воронина С.С. личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Между тем, в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций не указаны обстоятельства, которые бы свидетельствовали о наличии в перечисленных действиях Воронина С.С. личной (прямой либо косвенной) заинтересованности, получении лично им либо его родственниками какого-либо преимущества либо выгоды.
С учетом изложенного при рассмотрении требований Воронина С.С, суды оценив доклад, в котором не указаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии в перечисленных действиях Воронина С.С. его личной заинтересованности, извлечения им выгоды, обстоятельства, свидетельствующие о личной заинтересованности истца, повлиявшей на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, извлечения им выгоды из осуществления действий в отношении Свидетель N4, пришли к преждевременном выводу о наличии законных оснований у ответчика для увольнения истца по пункту 13 части 3 статьи 82 Закона N 342-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение Лискинского районного суда Воронежской области от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2020 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Лискинского районного суда Воронежской области от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Лискинский районный суд Воронежской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.