Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Тарасовой С.М, Камышановой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаренкова С. В. к Военному комиссариату Саратовской области о компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М, судебная коллегия
установила:
Агаренков С.В, обратившись в суд, просил взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб, возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. и по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
К участию в дела в качестве соответчика судом первой инстанции привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 ноября 2020 г, с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Агаренкова С.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 руб, возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере 1 000 руб, по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе Агаренкову С.В. в удовлетворении исковых требований; указывает, что призывные комиссии не входят в организационную структуру военного комиссариата, войск, воинских формирований, иных органов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации; действия должностных лиц военного комиссариата при организации призыва не обжаловались.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для ее удовлетворения не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Саратова от 4 сентября 2018 г. признано незаконным и отменено решение призывной комиссии военного комиссариата по Кировскому, Волжскому и Ленинскому района города Саратова от 22 мая 2018 г. о признании Агаренкова С.В. не прошедшим военную службу по призыву; в удовлетворении административных исковых требований о возложении на ответчика обязанности выдать военный билет Агаренкову С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28 марта 2019 г. решение суда в части отказа Агаренкову С.В. в удовлетворении названных требований отменено, принято новое решение, которым на военный комиссариат по Кировскому, Волжскому и Ленинскому района города Саратова возложена обязанность выдать истцу военный билет, в остальной части решение Ленинского районного суда города Саратова от 4 сентября 2018 г. оставлено без изменения.
Указанными судебными актами установлено, что с 30 августа 2013 г. по 30 августа 2016 г. Агаренков С.В. обучался в аспирантуре образовательного учреждения высшего образования, с сентября 2017 года состоит на воинском учете в военном комиссариате по Кировскому, Волжскому и Ленинскому района города Саратова.
22 мая 2018 г. призывной комиссией названного военного комиссариата он незаконно признан не прошедшим военную службу по призыву в связи с отсутствием доказательств осуществления военным комиссариатом мероприятий по организации призыва на военную службу административного истца в период с сентября 2016 года до достижения им возраста 27 лет, а также доказательств совершения Агаренковым С.В. действий, сопряженных с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу.
В обоснование заявленных требований по настоящему делу Агаренков С.В. указал, что в результате незаконных действий ответчика ему причинены нравственные страдания.
Установив изложенные выше обстоятельства с учетом положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1064, 1069, 150, 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, пришел к выводу о том, что истцу причинены нравственные страдания в связи с невыдачей военного билета.
При этом в качестве надлежащего ответчика по делу, с которого подлежит взысканию компенсация морального вреда в пользу истца, признана Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебные инстанции исходили из конкретных фактических обстоятельств, установленных по делу; степени вины причинителя вреда; индивидуальных особенностей истца.
В представленных в суд кассационной инстанции возражениях на кассационную жалобу Агаренков С.В. находит выводы судебных инстанций законными и обоснованными, постановленные по делу судебные акты просит оставить без изменения.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, что выводы судебных инстанций мотивированы, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов довод кассационной жалобы о том, что призывные комиссии не входят в организационную структуру военного комиссариата, войск, военных формирований, иных органов и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, соответственно Министерство обороны Российской Федерации не может влиять на решения призывных комиссий и, как следствие, нести ответственность за решения призывных комиссий.
Основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов
органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным кодексом.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативноправовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Как следует из пункта 5 указанного положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий, которые, в свою очередь, определены в пункте 7 данного положения, и в их число входит в том числе организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 29), координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету (подпункт 30), организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, поступлению граждан Российской Федерации в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, профессиональной переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (подпункт 33).
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют осуществляемый призывными комиссиями призыв на военную службу через свои структурные подразделения (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 названного закона N 53-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (далее - Положение о военных комиссариатах), в соответствии с которым военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации в целях, в том числе обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности (пункт 2), являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4), а руководство их служебной деятельностью осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7).
Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах являются, в том числе организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета (подпункт 1), организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет (подпункт 4), организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (подпункт 19).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
Так, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации (абзац первый пункта 2 Положения о призыве на военную службу).
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 3 Положения о призыве на военную службу).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии при осуществлении призыва граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности, о зачислении в запас.
Финансирование осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, федеральным законодателем обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, возложена на военные комиссариаты, которые подведомственны Министерству обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного судебные инстанции, рассматривая настоящее дело, пришли к правомерному выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, несет ответственность за нарушение прав Агаренкова С.В.
Не могут быть приняты во внимание как по существу направленные на переоценку доказательств, на иное мнение о распределении бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях.
Иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права, несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств выводы судебных инстанций не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений по делу в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 ноября 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.