Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Тришкиной М.А, судей Балашова А.Н, Спрыгиной О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к ФИО11 и ФИО12 о расторжении договора купли-продажи земельного участка и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе представителя ФИО10 - Моржаковой Елены Сергеевны на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, судебная коллегия
установила:
Костерин Д.С. обратился в суд с иском к Юшину Д.В. и Юшиной Л.А, просил расторгнуть заключенный между ним и ответчиками договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес" от 11 декабря 2018 г, взыскать полученные по указанному договору денежные средства в размере 700 000 руб, по 350 000 руб. с каждого из ответчиков, компенсацию расходов, связанных с изготовлением технической документации по объекту - жилому дому, расположенному по адресу "адрес" в размере 90 000 руб, компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в размере 11 100 руб.
В обосновании заявленных требований истец указал, что 11 декабря 2018 г. между истцом и ответчиками заключен договор купли-продажи, согласно которому ответчики передали истцу в собственность (продали), а истец принял в собственность (купил) земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: "адрес". Согласно полученного истцом градостроительного плана земельного участка, согласно которому указанный земельный участок расположен в границах нескольких территориальных зон: Ж-1 - зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками и П-7 - территория санитарно-защитных зон, санитарных разрывов. Рядом располагается объект культурного наследия - Никольская церковь 1796 года постройки. В границах защитной зоны объекта культурного наследия и композиционно-видовых связей запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров. В заключенном между истцом и ответчиками договоре наличие каких-либо обременений обозначено не было, ровно, как и сведений о том, что земельный участок находится в границах защитной зоны объекта культурного наследия и композиционно-видовых связей. Истец полагает, что использовать указанный земельный участок по назначению и в связи с целями приобретения он не имеет возможности. Направленные истцом в адрес ответчиков претензии о расторжении договора остались без удовлетворения.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2020 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В силу пункта 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи движимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, при этом товар должен быть передан свободным от любых прав третьих лиц (пункт 1 статьи 460, пункт 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Последствия существенного нарушения продавцом условий договора предусмотрены статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Согласно пункту 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 декабря 2018 г. между Костериным Д.С. (покупателем) и Юшиным Д.В. и Юшиной Л.А. (продавцом) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: "адрес"
Согласно договору, на момент подписания настоящего договора в пределах указанного земельного участка объекты недвижимости отсутствуют.
Покупатель получил указанный земельный участок в том качественном состоянии, как он есть, в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию земельного участка. Претензий к техническому состоянию указанного земельного участка на момент заключения договора покупатель не имеет.
Указанный земельный участок оценен по соглашению сторон и продан по цене 700 000 руб, которые покупатель уплатил продавцам в полной сумме до подписания настоящего договора. По расчетам друг с другом стороны претензий не имели.
Цена указанного земельного участка установлена по обоюдному соглашению сторон, исходя из действующих цен, с учетом технического состояния, качества указанного земельного участка.
По заверению продавцов на момент подписания настоящего договора указанный земельный участок ранее никому не продан, не подарен, не обещан быть подаренным, не пожертвован, не заложен, в споре и под запрещением/арестом не состоит, свободен от любых прав третьих лиц, о которых в момент заключения договора продавцы не могли не знать. Продавцы несут ответственность за сокрытие сведений о нахождении указанного земельного участка в залоге, под запрещением либо арестом.
Стороны заверяют, что они заключают настоящий договор не вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях и настоящий договор не является для них кабальной сделкой.
По соглашению сторон настоящий договор является одновременно передаточным актом. Продавцы передали, а Покупатель принял в собственность земельный участок, а также правоустанавливающие и иные документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности.
Претензий к техническому состоянию указанного земельного участка на момент передачи покупатель не имел.
Указанный договор заверен нотариально. Содержание договора было зачитано нотариусом вслух, договор был подписан участниками в присутствии нотариуса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении спорного земельного участка ограничений прав и обременений объекта не зарегистрировано.
Право собственности Костерина Д.С. на приобретенный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 12 декабря 2018 г.
Спорный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3000 кв.м, приобретенный истцом, состоит на кадастровом учете как ранее учтенный с указанием категории земель, вида разрешенного использования.
1 октября 2019 г. Костерин Д.С. обратился в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок.
Согласно градостроительному плану в границах земельного участка объекты капитального строительства отсутствуют.
Судом установлено, что земельный участок расположен в границах нескольких территориальных зон: Ж-1 - зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками и П-7 - территория санитарно-защитных зон, санитарных разрывов.
Земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории.
Согласно материалам территориального планирования и градостроительного зонирования территории сельского поселения "Запрудновский сельсовет" Кстовского муниципального района в с. Шава расположен объект культурного наследия регионального значения: Никольская церковь 1796 года постройки, которая отнесена к объектам культурного наследия регионального значения.
В соответствии с картой ограничений в составе генерального плана территории Запрудновского сельсовета, утвержденного решением сельского Совета Запрудновского сельсовета от 26 декабря 2013 г. N 175, с изменениями, утвержденными решением сельского Совета Запрудновского сельсовета от 20 ноября 2014 г. N 206 земельный участок с кадастровым номером 52:26:0120005:365 расположен в границах санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного в северо-восточной окраине с. Шава и составляющей 50 м. (V класс опасности, согласно раздела 7.1.12 п.З СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года N 74)
Согласно ответу Администрации Кстовского муниципального района, со стороны администрации Кстовского муниципального района подготовлен градостроительный план указанного земельного участка N RU52526313-1479 от 21 октября 2019 г. управлением архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района на основании заявления собственника земельного участка - Костерина Д.С.
Разрешение на строительство (реконструкцию) каких-либо объектов капитального строительства, а также уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенного по указанным адресным ориентирам, в администрации Кстовского муниципального района не зарегистрированы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 422, 450, 451, 454, 475, 556, 557 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что покупателю при должной осмотрительности при заключении сделки должно было быть известно об ограничениях в использованиях участка, сведения о каких-либо ограничениях в период владения ответчиком спорным участком в ЕГРН не вносились, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия считает выводы судов мотивированными, отвечающими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения, постановленными в отсутствие нарушений норм процессуального права. Юридически значимые обстоятельства по делу судами установлены полно и правильно, по результатам оценки собранных и исследованных доказательств с соблюдением правил статей 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что доказательств того, что продавцы сообщили покупателю заведомо ложную информацию о земельном участке, не представлено. Судами было учтено добровольное заключение истцом договора с ответчиками, факт личного осмотра истцом земельного участка перед заключением договора, отсутствие в регистрационных данных участка сведений о каких-либо обременениях и ограничениях, предоставление продавцом сведений об участке, которые были известны ему и установлены правоустанавливающими документами на момент заключения договора.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены постановления в кассационном порядке. В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО10 - Моржаковой Елены Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.