Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Потеминой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пеньковской И. М. к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным решения и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по кассационной жалобе администрации Дмитровского городского округа Московской области
на решение Дмитровского городского суда Московской областиот 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 января 2021 г.
заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Пеньковская И.М. обратилась в суд к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным решения и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что на территории Дмитровского городского округа она и члены ее семьи проживают с 2000 г. В д. Бабаиха у них имеется земельный участок, на котором был выстроен жилой дом в 2006 г, зарегистрировать на него право собственности они не смогли, поскольку участок имел разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства". 5 февраля 2018 г. в доме произошел пожар, было утрачено единственное место их жительство. Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 31 октября 2019 г. семья истца признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 21 мая 2020 г. принято постановление об отказе Пеньковской И.М. с семьей в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Считала постановление от 21 мая 2020 г. незаконным, поскольку она с семьей постоянно проживает на территории Московской области, другого жилого помещения на праве собственности, по договорам социального найма они не имеют, также и приобрести жилое помещение они не имеют возможности.
Просила суд признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Дмитровского городского округа Московской области (протокол N 9 от 23 декабря 2019 г.) и постановление администрации Дмитровского городского округа N 898-П от 21 мая 2020 г. об отказе Пеньковской И.М. с семьей в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконными;
- признать за Пеньковской И.М. с семьей право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма и возложении обязанности на ответчика принять Пеньковскую И.М. с семьей на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента заявления о принятии на учет.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 16 сентября 2020 г. решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Дмитровского городского округа Московской области (протокол N 9 от 23 декабря 2019 г.) и постановление администрации Дмитровского городского округа N 898-П от 21 мая 2020 г. об отказе Пеньковской И.М. с семьей в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаны незаконными.
За Пеньковской И.М. с семьей в составе: Пеньковской И.М, Пеньковского И.В, Пеньковской Т.И, Пеньковского А.И, Пеньковского Н.И, Пеньковского М.И, Пеньковского Д.И, Пеньковского М.И, признано право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом, помещении, предоставляемого по договору социального найма.
На администрацию Дмитровского городского округа возложена обязанность принять Пеньковскую И.М. с семьей на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента заявления о принятия на учет, то есть с 20 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 января 2021 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрацией Дмитровского городского округа Московской области подана кассационная жалоба, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что семья Пеньковских проживала по адресу: Дмитровский городской округ Московской области, д. Бабаиха, с 2013 г.
Как следует из справки о пожаре от 15 февраля 2018 Отделом надзорной деятельности по Дмитровскому району главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области, "адрес" сгорел вместе с имуществом.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа от 31 октября 2019 г. Пеньковская И.М. с семьей признана малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
20 декабря 2019 г. Пеньковская И.М. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно выписке из протокола N 9 от 23 декабря 2019 г. заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Дмитровского городского округа Московской области в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ семье Пеньковских: супруг - Пеньковский И.В, супуга - Пеньковская И.М, дочь - Пеньковская Т.И, сыновья - Пеньковский А.И, Пеньковский Н.И, Пеньковский М.И, Пеньковский Д.И, Пеньковский М.И. в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма, в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ отказано.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 21 мая 2020 г. N 898-П Пеньковской И.М. и ее семье в признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано в связи с нарушением ст.2.1. Закона Московской области от 12 декабря 2005 N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве дающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", поскольку не представлены документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, - выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания; выписка из домовой книги, содержащая сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов семьи за последние пять лет, предшествующих подаче заявления, для нанимателей для нанимателя жилых помещений - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином, членами семьи (договор найма, договор поднайма, договор пользования); для собственника жилых помещений - правоустанавливающие документы на жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина, членов семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия в собственности гражданина, членов семьи таких жилых помещений).
Данных о регистрации истца и членов ее семьи в органах УМВД не имеется.
Вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 25 мая 2007 г, установлен факт преимущественного проживания в Московской области Пеньковской М.И, Пеньковской Т.И, Пеньковского А.И, Пеньковского Н.И, 17 февраля 2002 года рождения, Пеньковского М.И, 27 апреля 2004 года рождения, Пеньковского Д.И, 29 мая 2006 года рождения.
Вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 20 марта 2012 г. установлен факт преимущественного проживания в Московской области Пеньковского И.В, Пеньковского М.И, 9 ноября 2010 года рождения.
Вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 10 мая 2012 г. установлен факт преимущественного проживания в Московской области Пеньковской И.М.
Вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 5 июня 2018 г. за Пеньковской И.М. признано право на получение экстренной социальной помощи в соответствии с абз. 5 ст. 2.1 Закона Московской области N 189/2013-03 от 30 декабря 2013 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 10, 49, 51 ЖК РФ, Законом Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005- 03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" исходил из того, что факт проживания истца и членов ее семьи на территории Дмитровского городского округа более 5 лет, установлен вступившими в силу решениями суда, в связи с чем оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся у ответчика не имелось, а администрация обязана была принять истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента заявления о принятии на учет, то есть с 20 декабря 2019 г. и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того суд первой инстанции исходил из того что документов, подтверждающих право пользования жилыми помещениями, у истца быть не могло, поскольку подтвержден факт гибели дома от пожара, на который не было зарегистрировано право собственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы ответчика о том, что не представлено сведений о проживании истца и его семьи на территории Дмитровского городского округа опровергается собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами, в частности вступившим в силу решениями суда, которым установлено, что дети истца посещали школу в данном территориальном образовании, получали медицинскую и иную социальную помощь.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии сведений о проживании истца и его семьи на территории Дмитровского городского округа являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
В обоснование исковых требований истец указала, что она и ее семья постоянно с 2000 г. проживают на территории д. Бабиха Дмитровского городского округа, где в 2000-2001 г.г. они приобрели земельный участок, на котором построен жилой дом. На другое место жительства не выезжали, места жительства не меняли. Дети посещали медицинские и общеобразовательные учреждения данному по месту жительства.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Московской области, установлен Законом Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005- 03.
Таким образом, как федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации - Московской области, устанавливают право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Отказывая в рассмотрении заявления Пеньковской И.М. о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация Дмитровского городского округа Московской области, ссылалась на не представление документов, подтверждающих право пользования жилым помещением семьей Пеньковских, а также на отсутствии регистрации по месту жительства.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями судов от 25 мая 2007 г, 20 марта 2012 г, 10 мая 2012 г, 5 июня 2018 г. установлен факт преимущественного проживания Пеньковской И.М. и членов его семьи в Московской области.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и факты, ответчиком представлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Дмитровского городского округа Московской области от 23 декабря 2019 г. и постановления администрации данного округа от 21 мая 2020 г. об отказе Пеньковской И.М. с семьей в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма незаконными, и о наличии оснований для признания за истцом с ее семьей право на постановку на данный учет.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской областиот 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.