Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Ю.В, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Потаповой В.Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию, по кассационной жалобе, дополнению к кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное)
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 января 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения Потаповой В.Н. и её представителя Иващенко М.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, установила:
Потапова В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) (далее - УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным частично решение УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) N от 10 июля 2020 года об отказе в назначении пенсии Потаповой В.Н.; на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж истца периодов курсов повышения квалификации с 23 января 1995 года по 17 марта 1995 года, с 29 марта 1999 года по 23 апреля 1999 года. В остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 января 2021 года решение Лискинского районного суда Воронежской области от 15 октября 2020 года в части отказа Потаповой В.Н. в удовлетворении исковых требований к УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) отменено. В указанной части принято новое решение, признано незаконным решение УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) N от 10 июля 2020 года об отказе Потаповой В.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) обязано включить в специальный стаж Потаповой В.Н, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: работы - с 01 ноября 1999 по 22 декабря 2004 - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы" в календарном порядке; работы - с 23 декабря 2004 по 01 декабря 2016, с 13 декабря 2016 по 02 декабря 2019 - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в ООО "Санаторий им. Цюрупы" в календарном порядке; обучения на курсах повышения квалификации без отрыва от работы - с 26 апреля 2004 по 22 мая 2004, с 27 апреля 2009 по 21 мая 2009, с 17 марта 2004 по 08 апреля 2014, с 01 апреля 2019 года по 25 апреля 2019 в календарном порядке. За Потаповой В.Н. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 июня 2020 года. УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) обязано назначить и выплачивать Потаповой В.Н. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 июня 2020 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнении к кассационной жалобе начальником УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) Баркиной И.П. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами ФИО4 и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Принятое решение в части включения в специальный стаж Потаповой В.Н. периодов курсов повышения квалификации с 23 января 1995 года по 17 марта 1995 года, с 29 марта 1999 года по 23 апреля 1999 года не обжалуется. Оснований выйти за пределы доводов кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Потапова В.Н. 03 июня 2020 года обратилась в УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) N от 10 июля 2020 года Потаповой В.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что не выработан специальный стаж. Истцу зачтено ряд периодов работы, с учетом корректировки решения, в сумме составляющих 4 года 8 месяцев 19 дней. При этом отказано во включении в специальный стаж периодов работы истца с 01 ноября 1999 года по 25 апреля 2004 года, с 23 мая 2004 года по 26 апреля 2009 года, с 22 мая 2009 года по 16 марта 2014 года, с 09 апреля 2014 года по 02 декабря 2016 года, с 13 декабря 2016 года по 31 марта 2019 года, с 26 апреля 2019 года по 02 июня 2020 года в должности медицинской сестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 23 января 1995 года по 17 марта 1995 года, с 29 марта 1999 года по 23 апреля 1999 года, с 26 апреля 2004 года по 22 мая 2004 года, с 27 апреля 2009 года по 21 мая 2009 года, с 17 марта 2014 года по 08 апреля 2014 года, с 01 апреля 2019 года по 25 апреля 2019 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 ноября 1999 по 22 декабря 2004 в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы"; с 23 декабря 2004 по 01 декабря 2016, с 13 декабря 2016 по 02 декабря 2019 - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им.Цюрупы"; обучения на курсах повышения квалификации без отрыва от работы - с 26 апреля по 22 мая 2004, с 27 апреля 2009 по 21 мая 2009, с 17 марта 2004 по 08 апреля 2014, с 01 апреля 2019 года по 25 апреля 2019, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные в качестве доказательств уставы, лицензии, статистические годовые отчеты не свидетельствуют о наличии у "Санатория им. Цюрупы" строго определенного профиля, данный санаторий имеет общетерапевтическую направленность, в нем отсутствуют такие профили деятельности, которые перечислены в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и в пункте 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, позволяющие включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, указал на невозможность включения периодов в специальный льготный стаж в связи с тем, что "Санаторий им. Цюрупы" не является учреждением, согласно уставу - коммерческая организация, основной деятельностью которого является получение прибыли; в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевой счете застрахованного лица Потаповой В.Н, представляемых работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, отсутствует указание льготного кода профессии.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами не согласился, указав на то, что профиль "Санатория им. Цюрупы" - организация оздоровления и лечения лиц с заболеваниями терапевтического профиля, в том числе, с патологией опорно-двигательного аппарата, который был указан в уставах в различные периоды его деятельности и оставался неизменным, не смотря на изменение организационно-правовой формы в 2004 году и пришел к выводу о незаконности отказа в назначении пенсии истцу и включении в стаж спорных периодов работы, поскольку на протяжении длительного времени с 1993 года Потапова В.Н. в должности медицинской сестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы", а с декабря 2004 года - в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Цюрупы", который имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. При этом указал, что отсутствие льготных кодов в сведениях, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, является не результатом недобросовестности работодателя, а отсутствием правовых оснований для такого подтверждения.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), с учетом приложения N 6 к указанному Федеральному закону.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела о проверке законности решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов ее трудовой деятельности и об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным отношениям неправильно, и вследствие этого не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: наличие стажа работы Потаповой В.Н. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Принимая решение об удовлетворении требований о включении в специальный стаж Потаповой В.Н. периодов работы с 01 ноября 1999 года по 22 декабря 2004 года в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в Учреждении здравоохранения "Санаторий им. Цюрупы"; с 23 декабря 2004 года по 01 декабря 2016 года, с 13 декабря 2016 года по 02 декабря 2019 года - в должности медсестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Цюрупы", суд апелляционной инстанции исходил из того, что "Санаторий им.Цюрупы" - организация оздоровления и лечения лиц с заболеваниями терапевтического профиля, в том числе, с патологией опорно-двигательного аппарата, который был указан в уставах в различные периоды его деятельности и оставался неизменным, не смотря на изменение организационно-правовой формы в 2004 году, в связи с чем пришел к выводу о тождественности должностных обязанностей медицинской сестры по физиотерапии, выполняемых Потаповой В.Н. в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им.Цюрупы" как до так и после изменения организационно-правовой формы этого санатория.
Данный вывод суда апелляционной инстанции не основан на нормах закона.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры по физиотерапии.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленных в материалы дела учредительных документов общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им.Цюрупы", а также выданных этому обществу лицензий и приложений к ним следует, что основными направлениями деятельности являются заболевания терапевтического профиля, не поименованного в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781.
Апелляционная инстанция неправильно применила названные выше нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и в судебном постановлении дала расширительное толкование пункта 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781, в связи с чем пришла к ошибочному выводу о возможности включения в специальный стаж Потаповой В.Н. для досрочного назначения страховой пенсии по старости спорного периода ее работы в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им.Цюрупы" со ссылкой на тождественность должностных обязанностей медицинской сестры по физиотерапии, выполняемых Потаповой В.Н. в санатории как до так и после изменения его организационно-правовой формы.
При этом, суд апелляционной инстанции сослался на пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в абзаце втором которого даны разъяснения о том, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Между тем, делая вывод о том, что изменение организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им.Цюрупы" не привело к изменению функциональных обязанностей, исполняемых Потаповой В.Н. в должности медицинской сестры по физиотерапии, суд апелляционной инстанции не применил к спорным отношениям положения части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Вследствие того, что апелляционной инстанцией приведенные нормативные положения к спорным отношениям не применены, обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно определялась ли в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N869, в отношении занимаемой Потаповой В.Н. должности медицинской сестры по физиотерапии в обществе с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Цюрупы" тождественность профессиональной деятельности, выполняемой ею после изменения организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Цюрупы", профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, не устанавливались.
Кроме того, удовлетворяя требования Потаповой В.Н. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ, периода ее работы с 23 декабря 2004 года по 01 декабря 2016 года и с 13 декабря 2016 года по 02 декабря 2019 года и периодов обучения на курсах повышения квалификации в указанный период в должности медицинской сестры по физиотерапии, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в приведенных выше Списках, подлежащих применению к данному периоду трудовой деятельности Потаповой В.Н, не указано такое наименование учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, как общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пунктах 1 и 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно статье 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим хозяйственным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из материалов дела, что устав общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им. Цюрупы", созданного в результате преобразования учреждения здравоохранения "Санаторий и.Цюрупы" и являющегося правопреемником его прав и обязанностей, утвержден 23 декабря 2004 года.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не принято во внимание, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у Потаповой В.Н. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлены с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 379.7, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.