Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Кондаурова В.Д. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя истца Кондаурова В.Д. - Рогатневой И.И.
на решение Аннинского районного суда Воронежской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 декабря 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Кондауров В.Д. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное), пенсионный орган) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 декабря 2020 года, исковые требования удовлетворены частично, ГУ УПФР а Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) обязано включить в специальный стаж Кондаурову В.Д. следующие периоды: с 30 июня 2014 года по 05 августа 2014 года - период нахождения на курсах повышения квалификации; с 17 января 2012 года по 31 января 2012 года, с 06 ноября 2012 года по 20 ноября 2012 года, с 07 июля 2013 года по 21 июля 2013 года, с 05 апреля 2014 года по 19 апреля 2014 года, с 30 мая 2015 года по 15 июня 2015 года, с 05 мая 2016 года по 20 мая 2016 года, с 17 июня 2017 года по 01 июля 2017 года, с 17 октября 2018 года по 31 октября 2018 года - периоды дополнительных оплачиваемых отпусков. В остальной части исковые требования Кондаурова В.Д. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем истца - Рогатневой И.И. изложена просьба об отмене решения Аннинского районного суда Воронежской области от 30 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований Кондаурова В.Д. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части N 59 государственной противопожарной службы по охране Эртильского района Воронежской области в связи с нарушением норм материального права.
Учитывая, что в оставшейся части судебный акт не обжалуется, судебная коллегия проверяет его законность в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является нарушение либо неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 07 июня 2019 года Кондауров В.Д. обратился в ГУ УПФР в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 19 июня 2019 года N истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, установив, что специальный стаж Кондаурова В.Д. на момент обращения составил 20 лет 08 месяцев 01 день.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2007 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, каковым в оспариваемый период являлся Кондауров В.Д, таким правом не обладают. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено верное толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные представителем истца в жалобе доводы о наличии оснований для включения спорного периода в специальный стаж основаны на неверном толковании закона, более того, данные доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, указанных в кассационной жалобе, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Аннинского районного суда Воронежской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу представителя истца Кондаурова В.Д. - Рогатневой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.