Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Ю.В, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Нарижней Р.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, по кассационной жалобе ФИО1
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Нарижняя Р.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 13 ноября 2019 года исковые требования Нарижней Р.И. удовлетворены, признано незаконным решение ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) N 251821/19 от 17 июля 2019 года в части отказа во включении в специальный стаж Нарижней Р.И, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры по физиотерапии в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области с 15 декабря 1997 года по 01 августа 1999 года, с 15 ноября 2000 года по 01 ноября 2003 года; с 15 марта 1999 года по 01 августа 1999 года - отпуска по беременности и родам; периодов с 23 октября 2006 года по 03 ноября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 17 декабря 2006 года, с 15 октября 2007 года по 03 декабря 2007 года - курсы повышения квалификации; ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) обязано включить в специальный стаж Нарижней Р.И, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы с 15 декабря 1997 года по 01 августа 1999 года, с 15 ноября 2000 года по 01 ноября 2003 года - работа в должности медицинской сестры по физиотерапии в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области, с 15 марта 1999 года по 01 августа 1999 года - отпуск по беременности и родам; с 02 августа 1999 года по 14 ноября 2000 года - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; периодов с 23 октября 2006 года по 03 ноября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 17 декабря 2006 года, с 15 октября 2007 года по 03 декабря 2007 года - курсы повышения квалификации. С ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) в пользу Нарижней Р.И. взысканы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 150 рублей, 2000 рублей в возмещение расходов по оплате юридической
помощи, а всего - 2150 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года решение Павловского районного суда Воронежской области от 13 ноября 2019 года отменено в части возложения обязанности на ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) включить в специальный стаж Нарижней Р.И, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода работы с 15 декабря 1997 года по 01 ноября 2003 года, в том числе, отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет с 02 августа 1999 года по 14 ноября 2000 года - в должности медицинской сестры по физиотерапии в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано. В остальной части решение Павловского районного суда Воронежской области от 13 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Нарижней Р.И. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в апелляционном определении, фактическим обстоятельствам дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Нарижняя Р.И. 04 апреля 2019 года обратилась в ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в Павловском районе (межрайонное) Верхнемамонского района от 17 июля 2019 года N 251821/19 Нарижней Р.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причине отсутствия необходимого специального стажа 30 лет, по состоянию на 04 апреля 2019 года составляет 23 года 09 месяцев 10 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Нарижней Р.И. об обязании ГУ УПФР по Павловскому району Воронежской области (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы с 15 декабря 1997 года по 01 августа 1999 года, с 15 ноября 2000 года по 01 ноября 2003 года - в должности медицинской сестры по физиотерапии в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно),
постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно), постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что физиотерапевтический кабинет колхоза "Луч" являлся структурным подразделением фельдшерского - акушерского пункта с.Мамонтовка, а согласно справке БУЗ ВО "Верхнемамонская районная больница" от 28 октября 2019 года Мамоновский ФАП в 1997-2003 годах являлся структурным подразделением МУЗ "Верхнемамонская ЦРБ". Кроме того, в качестве доказательств заявленных Нарижней Р.И. требований, судом принято вступившее в законную силу решение суда по иному гражданскому делу, где Нарижняя Р.И. не являлась участником процесса.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в указанный период не имеется, поскольку Нарижняя Р.И. согласно записям в трудовой книжке была принята на работу с 13 сентября 1994 года в порядке перевода из Верхнемамонской ЦРБ в колхоз "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области, с 15 декабря 1997 года переведена медицинской сестрой физиотерапии колхоза "Луч" Верхнекамского района Воронежской области.
При этом, учитывая, что заработную плату Нарижняя Р.И. получала в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области, истец была принята на работу не медицинским учреждением, а в штат колхоза "Луч", Верхнемамонская ЦРБ работодателем для истца не является.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Исходя из положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Апелляционная инстанция, применив положения указанного постановления Правительства, а также постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", обосновано указала о том, что наименование учреждения "физкабинет колхоза" не предусмотрено, в связи с чем пришла к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения периоды работы Нарижней Р.И. с 15 декабря 1997 года по 01 августа 1999 года, с 15 ноября 2000 года по 01 ноября 2003 года в должности медицинской сестры физиотерапии в колхозе "Луч" Верхнемамонского района Воронежской области.
Апелляционной инстанцией правомерно указано на то, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" учитываются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Нарижняя Р.И. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 26 апреля 1999 года, спорный период времени представлен работодателем с обычными условиями труда.
Доводы кассационной жалобы относительно законности решения суда первой инстанции, принявшего решение о включении спорных периодов в специальный стаж, выполнение работы медицинской сестры в течение полного рабочего времени по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нарижней Р.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.