Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу защитника ООО "РН-Юганскнефтегаз" Никифоровой И.Н. на постановление заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды от 17 июня 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения решениями судей Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 сентября 2020 года, суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2020 года, ООО "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе на указанные постановление и судебные акты защитник юридического лица Никифорова И.Н. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.
В силу пункта 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Из смысла подпункта "в" пункта 26 Правил следует, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в срок не позднее чем 7 месяцев, в том числе со дня выявления деградации земель.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "PH-Юганскнефтегаз" в нарушение вышеприведенных предписаний Правил в срок не позднее 01 января 2020 года не разработало проект рекультивации и не приступило к рекультивации загрязненных земельных участков в выделах 68, 75, 96 квартала 149 Нефтеюганского урочища и выделе 27 квартала 33 Островского урочища Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела - лесничества в связи с выявленной 31 мая 2019 года деградацией земель вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами участков лесного фонда в районах кустовой площадки N 253 (площадью 0, 013 га), КНС-14 (площадью 0, 128 га, 0, 181 га), кустовой площадки N 67а (площадью 0, 061 га) Мамонтовского месторождения нефти (техногенное загрязнение в 40, 7 раза по сравнению с незагрязненными участками).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом ООО "РН-Юганскнефтегаз" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, четыре протокола, составленные в связи с неисполнением ООО "РН-Юганскнефтегаз" установленной законом обязанности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 26 Правил, по каждому загрязнённому земельному участку, отвечают требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, в протоколах отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции нормы части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, поэтому оснований для признания данных протоколов недопустимыми доказательствами должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций правомерно не усмотрели.
Деяние ООО "РН-Юганскнефтегаз" правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями настоящего Кодекса и нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
При этом бездействие юридического лица по подготовке проекта рекультивации каждого из четырех загрязненных участков, на котором выявлена деградация почв, квалифицировано как одно событие нарушения. Оснований для переоценки данного вывода судья кассационного суда с учетом пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ не имеет.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций обоснованно сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены, вопреки доводам жалобы.
При рассмотрении дела должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что рассматриваемое правонарушение длящимся не является, а последний срок исполнения обязанности по подготовке проекта рекультивации правильно исчислен должностным лицом с учетом даты выявления деградации почв.
Довод жалобы об отсутствии у должностного лица полномочий на рассмотрение данного дела об административном правонарушении проверен судьями нижестоящих инстанций и обоснованно отклонен.
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 названного Кодекса.
Статьёй 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор, который включает федеральный государственный лесной надзор, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом на основании пункта 11 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36, 37 статьи 81 названного Кодекса.
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре полномочия по федеральному государственному лесному надзору переданы Природнадзору Югры в соответствии с пунктом 5.3.3 Положения, утверждённого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24 августа 2012 года N299-п.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Наказание юридическому лицу с учетом обстоятельств настоящего дела и характера охраняемых общественных правоотношений назначено справедливое, в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
При рассмотрении жалобы на постановление судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора-Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды от 17 июня 2020 года, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника Никифоровой И.Н. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.