Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц связи кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Консультант В" (далее - СПОК "Консультант В") на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года по административному делу N 2а-114/2020 по административному исковому заявлению СПОК "Консультант В" о признании не действующим в части муниципального правового акта.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Ляшенко К.А, доводы жалобы поддержавшего, заключение прокурора Павловой О.А, полагавшей кассационную жалобу обоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 10 апреля 2015 года N 369-р утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень) (л.д. 43-49).
Распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р в указанный выше муниципальный правовой акт внесены изменения, которыми из перечня исключена строка 144 (подпункт 5 пункта 1 распоряжения - л.д. 62-63).
Данный нормативный правовой акт в установленном порядке опубликован 29 июня 2019 года в официальном печатном издании (л.л. 96).
СПОК "Консультант В" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р не действующим с момента принятия в части исключения из Перечня строки 144.
Требования мотивировал нарушением своих прав на получение муниципального имущества в аренду и противоречием оспариваемой нормы постановлению администрации Викуловского муниципального района от 25 июня 2015 года N 59 "О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него муниципального имущества".
Решением Викуловского районного суда Тюменской области от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года, требования СПОК "Консультант В" оставлены без удовлетворения.
В поданной 12 марта 2021 года кассационной жалобе СПОК "Консультант В", ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Между тем, при рассмотрении дела не в полной мере учтены положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), то есть в порядке абстрактного нормоконтроля суд применяет правовые предписания федерального законодательства в редакции, действующей на день вынесения судебного акта, и не устанавливает фактические обстоятельства возникшего в ходе применения оспариваемого нормативного правового акта спора.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1 статьи 19 Федерального закона N 209-ФЗ).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом (часть 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за установленными исключениями. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением администрации от 25 июня 2015 года N 59 (л.д. 50-54).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2.6 данного нормативного правового акта имущество исключается из перечня в случае возникновения потребности в данном имуществе у органов местного самоуправления для обеспечения осуществления Викуловским муниципальным районом своих полномочий.
Вывод судов нижестоящих судебных инстанций о том, что распоряжение администрации Викуловского муниципального района от 18 июня 2019 года N 488-р принято органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и названного выше федерального закона, с соблюдением порядка и формы принятия правового акта, в целом, материалами дела подтвержден.
Вместе с тем, коллегия констатирует, что в материалах дела отсутствуют данные о том, что нежилое помещение, общей площадью 9, 6 м?, расположенное по адресу: "данные изъяты" кадастровый номер: "данные изъяты" было включено в Перечень (в частности под порядковым номером 144) как в его первоначальной редакции, так и в редакции распоряжения от 29 мая 2019 года N 419-р.
Признавая обоснованным исключение имущества из Перечня, суды мотивировали свой вывод тем, что оно необходимо для обеспечения осуществления Викуловским муниципальным районом полномочий, связанных с проведением переписи населения.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, в осуществлении их полномочий.
На основании пункта 10 статьи 5 этого же Федерального закона органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения: обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир; представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, данные о количестве жилых помещений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, и численности лиц, проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства или пребывания, а также лиц, проживающих и зарегистрированных в указанных иных помещениях по месту пребывания; оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ими указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.
К полномочиям, предусмотренным пунктом 5 данной статьи, относится, помимо иного, обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении.
Соответствие спорного помещения вышеприведенным требованиям не проверено, доводам административного истца об обратном оценки не дано.
Письмо Тюменьстата от 11 февраля 2019 года, на которое сослались суды в обоснование своих выводов, содержит просьбу об оказании содействия в подборе временного персонала (на срок с 28 марта по 27 декабря 2019 года - л.д. 93).
Договоры безвозмездного пользования спорным помещением с Тюменьстатом для размещения временного персонала заключены на срок с 01 апреля 2019 года по 27 декабря 2019 года и с 28 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года (л.д. 98-110).
Однако, спорное помещение исключено из Перечня распоряжением от 18 июня 2019 года после рассмотрения заявления СПОК "Консультант В" от 11 июня 2019 года о его предоставлении в аренду (л.д. 94-95).
Однако, суд не оценил, какое именно обстоятельство явилось основанием для исключения спорного объекта из Перечня, и, как следствие, не оценил установленный муниципальным правовым актом порядок исключения имущества из Перечня, наличие существенных отступлений от этого порядка.
Ссылка суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Тюменской области по делу А70-16897/2019 не состоятельна, поскольку фактические обстоятельства возникшего в ходе применения оспариваемой нормы спора правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеют.
Судом апелляционной инстанции указанные нарушения при рассмотрении дела не устранены.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 28 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.