Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 08 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2874/2020 по административному иску Наджафовой Рамили Фахраддин Кызы о признании незаконными решений Администрации города Березники.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Наджафова Р.Ф.К. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными постановлений главы администрации города Березники от 02 ноября 2020 N 01-02-1366 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства территориальной зоны малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками (Ж-3), расположенного по адресу: "данные изъяты" и от 29 октября 2020 года N 01-02-1345 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка территориальной зоны малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками (Ж-3), расположенного по адресу: "данные изъяты"
Требования мотивировала тем, что оспариваемые постановления вынесены в отсутствие оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, предусмотренных частью 11.1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 февраля 2021 года, требования административного истца удовлетворены: постановления главы администрации города Березники от 29 октября 2020 года N 01-02-1345, от 02 ноября 2020 N 01-02-1366 признаны незаконными, на Администрацию города Березники возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Наджафовой Р.Ф.К. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка и объекта капитального строительства.
В поданной 23 марта 2021 года кассационной жалобе Администрация города Березники, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Наджафова Р.Ф.К. направила письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено, что Наджафовой Р.Ф.К. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", площадью 870 м?, кадастровый номер "данные изъяты", и расположенное на нем нежилое здание, кадастровый номер "данные изъяты", площадью 273, 5 м?.
Вышеуказанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Березники, утвержденными решением Березниковской городской Думы от 31.07.2007 N325, отнесен к территориальной зоне Ж-3, в которой условно разрешенным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства является общественное питание (код 4.6), предполагающее размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
12 ноября 2019 года Наджафова Р.Ф.К. обратилась в комиссию по землепользованию и застройке администрации города Березники с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ей земельного участка и объекта капитального строительства, расположенных в территориальной зоне Ж-3 по виду разрешенного использования "общественное питание".
10 декабря 2019 года комиссией по землепользованию и застройке города Березники принято решение об отказе в удовлетворении заявления Наджафовой Р.Ф.К.
Вступившим в законную силу решением Березниковского городского суда от 04 февраля 2020 года по административному делу N 2а-381/2020 признано незаконным решение комиссии по землепользованию и застройке города Березники об отказе Наджафовой Р.Ф.К. в предоставлении условно разрешенного вида использования "общественное питание" код 4.6 по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", на Администрацию города Березники возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов Наджафовой Р.Ф.К. путем повторного рассмотрения заявления.
Постановлением главы администрации города Березники от 29 октября 2020 N 01-02-1345 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка территориальной зоны малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками (Ж-3), расположенного по адресу: "данные изъяты"" Наджафовой Р.Ф.К. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Постановлением главы администрации города Березники от 02 ноября 2020 N 01-02-1366 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства территориальной зоны малоэтажных жилых домов с приквартирными земельными участками (Ж-3), расположенного по адресу: "данные изъяты"" Наджафовой Р.Ф.К. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства с кадастровым номером "данные изъяты".
Основанием для принятия оспариваемых постановлений явились положения части 11.1 статьи 39 ГрК РФ и вывод Администрации города Березники о нахождении на земельном участке самовольной постройки.
Удовлетворяя требования административного истца, суды нижестоящих судебных инстанций исходили из того, что условия для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и нежилого здания, предусмотренные частью 11.1 статьи 39 ГрК РФ, отсутствовали, поэтому постановления Администрации города Березники являются незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали и применили положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, с учетом правил частей 8, 9 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верно определили и установили юридически значимые для разрешения спора обстоятельства и на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований Наджафовой Р.Ф.К.
Согласно части 11.1 статьи 39 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 упомянутого Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 указанного Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ предусмотрено, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со стаьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В силу части 3 статьи 55.32 ГрК РФ в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка.
Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, утверждены приказом Минстроя России от 19 марта 2019 года N169/пр.
Разрешая настоящее административное дело, суды обоснованно пришли к заключению, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 55.32 ГрК РФ, поскольку уведомление о выявлении самовольной постройки и документы, по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 19 марта 2019 года N169/пр, от органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, в администрацию не поступали, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в адрес Наджафовой Р.Ф.К. не направлялось.
При этом судами справедливо отмечено, что данное основание для отказа в удовлетворении заявления Наджафовой Р.Ф.К. было указано административным ответчиком только при повторном рассмотрении ее заявления (во исполнение решения суда от 04 февраля 2020 года).
Ссылка на невозможность применения Приказа Минстроя России от 19 марта 2019 года N169/пр коллегией отклоняется, поскольку заявление о сносе самовольной постройки подано Администрацией города Березники в Арбитражный суд Пермского края 30 июля 2019 года, то есть после вступления в силу данного нормативного правового акта.
Достоверных доказательств нахождения на земельном участке Наджафовой Р.Ф.К. самовольной постройки в материалах дела не имеется, данный объект ни в административном, ни в судебном порядке не признан самовольной постройкой. Решение по иску Администрации города Березники о сносе самовольной постройки не принято (дело А50-25220/2019).
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов об обстоятельствах дела и не могут являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 08 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Березники - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 28 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.