Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-1263/2020 по иску Михаленковой Алевтины Владимировны к Администрации города Челябинска, Товариществу собственников жилья "Энергия" о возложении обязанности демонтировать мусорные контейнеры, по кассационной жалобе Администрации города Челябинска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения представителя ответчика Администрации города Челябинска, действующей по доверенности Ушаковой Т.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица Управления экологии и природопользования действующей по доверенности Ушаковой Т.И, указавшей на обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михаленкова А.В. обратилась в суд с иском о возложении на Администрацию города Челябинска, Товарищество собственников жилья "Энергия" (далее-ТСЖ "Энергия") обязанности демонтировать мусорные контейнеры, расположенные возле жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты" по "данные изъяты" в Советском районе г. Челябинска.
В обоснование иска указала, что ей принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: "данные изъяты". В нарушение требований СанПиН на расстоянии 1, 5 метра от ее дома установлена площадка для мусорных баков (контейнеров). Вокруг ее индивидуального жилого дома расположена многоэтажная застройка. Администрация г. Челябинска и ТСЖ "Энергия" отказываются демонтировать мусорные баки около ее дома в добровольном порядке.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 31 июля 2020 года на Администрацию города Челябинска, ТСЖ "Энергия" возложена обязанность перенести мусорные контейнеры, расположенные возле жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты" по "данные изъяты" в Советском районе г. Челябинска, на расстояние не менее 20 метров от указанного жилого дома.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 декабря 2020 года решение суда изменено. На Администрацию г. Челябинска и ТСЖ "Энергия" возложена обязанность демонтировать мусорные контейнеры, расположенные у жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: г.Челябинск, "данные изъяты". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Челябинска просит об отмене или изменении апелляционного определения. В обоснование кассационной жалобы указывает, что Администрация г. Челябинска акт от 18 июня 2014 года о переносе контейнеров не согласовывала, прав Михаленковой А.В. на благоприятную окружающую среду не нарушала, в связи с чем, не может нести ответственность за действия, совершенные иным органом, а именно Администрацией Советского района, осуществляющей свои полномочия на территории внутригородского района Челябинского городского округа самостоятельно. Выражает несогласие со ссылками суда на информацию о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: "данные изъяты", поскольку никаких решений о согласовании места накопления ТКО в указанном месте Администрацией г. Челябинска, не принималось, контейнеры для сбора и накопления ТКО, муниципальной собственностью не являются соответственно указанное обстоятельство не может являться основанием для возложения на орган местного самоуправления городского округа ответственности за расположение места накопления ТКО в относительной близости к дому истца. Возложение на Администрацию г. Челябинска обязанности демонтировать контейнеры без указания иного местоположения для контейнеров, означает распоряжение чужой, не муниципальной собственностью. Полагает, что суд апелляционной инстанции, ссылаясь на СанПин 42-128-4690-88 "Санитарный правила содержания территорий населенных мест", не учел, что данные правила утратили силу 04 декабря 2020 года.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 51, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно пункту 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645- 10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Аналогично пунктом 2.2 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года N 20, вступивших в силу с 01 января 2020 года, предусмотрено, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (п. 2.3).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Михаленковой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 819 кв.м, и жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 650, 9 кв.м - объект индивидуального строительства, расположенные по адресу: город Челябинск, "данные изъяты", что подтверждается выписками из ЕГРН от 22 июля 2020 года.
В непосредственной близости от жилого дома истца расположены не огороженные мусорные контейнеры, функционально не связанные с землей.
По заключению кадастрового инженера "данные изъяты" от 30 июля 2020 года, расстояние от дома с кадастровым номером "данные изъяты" до баков для сбора мусора и контейнеров для ПЭТ и пластика составляет: на северо-запад 1, 40 м, на юго- запад 0, 17 м. Площадка для мусора не оборудована должным образом: нет бетонного основания и ограждения площадки, баки для мусора и контейнеры для ПЭТ и пластика просто составлены вдоль забора.
По распоряжению Заместителя главы Администрации г. Челябинска жилому дому общей площадью 650, 9 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" и земельному участку площадью 819 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" присвоен адрес: "данные изъяты" г. Челябинск.
Согласно уставу ТСЖ "Энергия" от 2009 года, ТСЖ "Энергия" образовано для управления домами по "данные изъяты", в том числе по домами по "данные изъяты".
Как следует из акта от мая 2013 года, составленного заместителем Главы Администрации Советского района г. Челябинска, представителем ООО СК "Магистр" и директором УК ТСЖ "Энергия", утверждено место размещения контейнерной площадки для сбора ТБО на строительстве жилого дома N "данные изъяты" (стр.) в квартале улиц Сулимова-Доватора ("данные изъяты") при условии соблюдения санитарных норм согласно чертежу. Мусорные контейнеры изначально не располагались в непосредственной близости дома Михаленковой А.В.
Впоследствии мусорные баки перемещены к дому истца, что следует из копии акта от 18 июня 2018 года, подписанного представителем Администрации Советского района города Челябинска, представителем МУП "Горэкоцентр" и председателем ТСЖ "Энергия", которому было согласовано место переноса контейнеров к дому истца.
В территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Челябинской области включена информация о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: "данные изъяты" с координатами "данные изъяты" и "данные изъяты", расположенной у дома истицы.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Челябинска от 04 февраля 2020 года Михаленковой А.В. отказано в удовлетворении исковых требований к ООО "Центр коммунального сервиса", ООО УК "Авеню", ООО СК "Магистр" о возложении обязанности по переносу мусорных контейнеров в связи с отсутствием доказательств нарушения прав истца указанными ответчиками.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что контейнеры для сбора коммунальных отходов у дома истицы расположены с нарушением установленных санитарных требований, а лицами ответственными за определение места их расположения являются органы местного самоуправления в лице Администрации города и ТСЖ "Энергия", согласовавшее факт переноса контейнеров к дому истицы.
Суд апелляционной инстанции, с данными выводами согласился, указав, что доказательств принятия уполномоченными органами в порядке, установленном абз. 2 п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, п. 2.3 "Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года N 20, решения об изменений установленных расстояний от контейнерной площадки до жилых домов в материалы дела, не представлено, при размещении контейнерной площадки для сбора коммунальных отходов в районе дома по адресу: город Челябинск, улица Сулимова, дом 92В допущено нарушение требований пункта 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы истицы Михаленковой А.В, являющейся собственником указанного жилого дома. Однако, придя к выводу, что возлагая на администрацию и ТСЖ "Энергия" обязанности по переносу мусорных контейнеров, расположенных возле жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты" по "данные изъяты" в Советском районе г. Челябинска, на расстояние не менее 20 метров от указанного жилого дома, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных Михаленковой А.В. исковых требований, изменил решение суда первой инстанции возложив на Администрацию г. Челябинска и ТСЖ "Энергия" обязанность осуществить демонтаж мусорных контейнеров, расположенных у жилого дома истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Приведенное в кассационной жалобе несогласие с установленными судом обстоятельством расположения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: "данные изъяты", не влечет отмену судебных актов, поскольку указанное обстоятельство установлено судами на основании оценки по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
То обстоятельство, что Администрацией г. Челябинска акт от 18 июня 2014 года о переносе контейнеров не согласовывался, выводы суда о том, что ответственность за неправомерное размещение места накопления твердых коммунальных отходов в непосредственной близости у дома истицы лежит, в том числе, на Администрации г. Челябинска, включившей это место в соответствующий реестр, ставший основанием для внесения сведений в территориальную схему обращения с отходами, не опровергает, учитывает положения пп. 18 ч.1 1 ст. 14, пп. 18 ч. 1 ст. 15, пп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, п.3 Паспорта муниципальной программы, являющего приложением к Распоряжению Администрации г. Челябинска от 21 мая 2020 года N 4629, которым внесены изменения в муниципальную программу "Оздоровление окружающей среды города Челябинска", утвержденную распоряжением Администрации города Челябинска от 10 октября 2014 года N 6689.
Безосновательны и доводы кассационной жалобы о том, что апелляционной инстанцией не указано иное местоположение для контейнеров, после их демонтажа.
Требования правомерно рассмотрены по правилам, предусмотренным ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных истцом исковых требований.
Не влекут отмены оспариваемого судебного акта и доводы кассационной жалобы об утрате силы с 04 декабря 2020 года правил СанПин 42-128-4690-88 "Санитарный правила содержания территорий населенных мест", п.4 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 3 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 31 июля 2020 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.