Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А.
при секретаре Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Лазуткина Алексея Владимировича на решение Архангельского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2020 г. (дело N 2а-78/2020) и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 10 декабря 2020 г, принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N 1 "звание" Лазуткина Алексея Владимировича о признании за ним права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - жилищный орган), связанных с отказом в восстановлении в списке нуждающихся на предоставление служебного жилья.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Осинцевой Н.В, просившей оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Архангельского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда, Лазуткину А.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконными действия должностных лиц жилищного органа, связанные с отказом в восстановлении его на жилищном учете для получения служебного жилого помещения по месту службы в г. "данные изъяты" Архангельской области со 2 декабря 2015 г. до дня получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в избранном месте жительства, а также признать за ним право на получение денежной компенсации за наем жилья в период с 27 июня 2019 г. до дня получения жилищной субсидии.
В поданной 11 марта 2021 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит об их отмене и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого он приводит доводы, которые по своей сути повторяют позицию, изложенную им в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, и акцентирует внимание на том, что он снят с жилищного учета в связи с незаконным увольнением с военной службы, поэтому после восстановления его службе он должен был быть восстановлен и в списках нуждающихся в служебных жилых помещениях без предоставления нового заявления с соответствующими документами. Далее автор жалобы утверждает об ошибочности вывода суда апелляционной инстанции в части, касающейся требования о признании за Лазуткиным А.В. права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения начиная с 27 июня 2019 г.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу, и подтверждается его материалами, что Лазуткин А.В, заключивший первый контракт в январе 2001 года, проходил военную службу в г. "данные изъяты", где был включен в список на предоставление служебного жилого помещения со 2 декабря 2015 г.
При этом ввиду неоднократного отказа от предложенных служебных помещений - комнат в общежитиях административный истец компенсацию за наем жилого помещения не получал.
С января 2016 года Лазуткин А.В. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства г. "данные изъяты", с формой обеспечения - жилищная субсидия.
Приказами командира войсковой части N 2 от 7 мая 2019 г. N 26 и от 5 июня 2019 г. N 53-ДД административный истец, с оставлением на жилищном учете для получения жилищной субсидии, уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава воинской части, соответственно. В связи с чем решением начальника жилищного органа от 27 июня того же года он исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений по месту службы в г. "данные изъяты".
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2019 г. обозначенные приказы командира войсковой части N 2 признаны незаконными, на основании чего отменены командованием, а Лазуткин А.В. восстановлен на военной службе.
Решениями начальника жилищного органа от 18 июня и 16 июля 2020 г. административному истцу предоставлена жилищная субсидия и он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Ввиду реализации военнослужащим указанной социальной гарантии, командующим Северным флотом 25 сентября 2020 г. издан приказ о его увольнении с военной службы, а командир войсковой части N 2 приказом от 10 октября 2020 г. определилдату окончания военной службы Лазуткина А.В.
При этом 18 марта 2020 г. административный истец обращался в жилищный орган с заявлением, в котором просил разъяснить его "статус" и дальнейшие действия для получения денежной компенсации за наем жилого помещения, в связи с чем 8 апреля того же года ему дан ответ о том, что он снят с жилищного учета на получение служебного жилого помещения и для восстановления необходимо предоставить в жилищный орган заявление и соответствующие документы. Однако Лазуткин А.В. отказался подать заявление о восстановлении его на учете и необходимые для этого документы, о чем сообщил в жилищный орган.
7 июля 2020 г. письмом с исх. N 29-12/1390 административному истцу сообщено об отсутствии оснований для его обеспечения служебным жилым помещением, поскольку он реализовал право на обеспечение жильем путем получения жилищной субсидии.
При разрешении данного спора, возникшего из публичных правоотношений, в части отказа в восстановлении Лазуткина А.В. на жилищном учете для получения служебного жилого помещения, суды первой и апелляционной инстанций, установив обстоятельства дела, пришли к верному выводу о законности действий административного ответчика.
При этом судами правильно применены нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, по смыслу которых служебное жилье предоставляется военнослужащим в силу их собственного волеизъявления по месту прохождения ими военной службы.
По делу достоверно установлено и не оспаривается автором жалобы, что будучи восстановленным на военной службе Лазуткин А.В. для включения в список нуждающихся в служебных жилых помещениях надлежащим образом в жилищный орган не обращался.
При таких обстоятельствах сомнений в обоснованности выводов судов о том, что у начальника жилищного органа отсутствовали основания для принятия административного истца на соответствующий учет, не имеется.
Позиция же автора жалобы о том, что он должен быть восстановлен на учете без представления заявления и соответствующих документов, поскольку исключен из списка нуждающихся в получении служебного жилья ввиду незаконного увольнения, является несостоятельной. Решение начальника жилищного органа по исключению Лазуткина А.В. из списка на предоставление служебных жилых помещений им не оспаривалось, а поэтому иных законных способов для его восстановления в указанных списках, за исключением подачи административным истцом заявления с приложением необходимых документов, не имелось.
Следует также учитывать, что после предоставления Лазуткину А.В. жилищной субсидии, он утратил право быть обеспеченным служебным жилым помещением, поскольку военным ведомством исполнено обязательство по жилищному обеспечению административного истца.
Не вызывает сомнений и выводы судов об отказе в удовлетворении требования о признании за Лазуткиным А.В. права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 27 июня 2019 г. до дня получения жилищной субсидии.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, вопреки требованиям Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Лазуткина А.В. в этой части не содержит сведений о том, какое действие или бездействие должно быть признано незаконным, а обстоятельства, связанные с просьбой административного истца о выплате компенсации за наем жилого помещения каким-либо уполномоченным органом или должностным лицом не рассматривались.
Изложенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов, и по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов, согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Архангельского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 10 декабря 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Лазуткина Алексея Владимировича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.