Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Демченко В.В. на решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 9 по Волгоградской области к Демченко В.В. о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
МИФНС N9 по Волгоградской области обратилась с административным иском в суд, в котором просила взыскать с Демченко В.В. задолженность по страховым взносам, транспортному налогу и пени.
Требования административного иска мотивированы тем, что
Демченко В.В. состоит на налоговом учёте в МИФНС России N9 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога и налога на доходы физических лиц, полученные в соответствии со ст. 228 НК РФ. До 1 марта 2016 года Демченко В.В. являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, единого налога на вмененный доход.
Административным истцом в адрес Демченко В.В. было направлено налоговое уведомление с расчетом транспортного налога, подлежащего уплате за 2017 год, с установленным сроком для уплаты транспортного налога, однако оно осталось без исполнения. Данное обстоятельство послужило основанием для направления в адрес административного ответчика требования N 17343 от 4.02.2019 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 4920 руб, пени в размере 78руб. 27 коп. Также, в связи с наличием у Демченко В.В. задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, по пене по единому налогу на вмененный доход, по пене по налогу на доходы, полученные согласно ст. 228 НК РФ, в адрес административного ответчика направлялись требования N 476173 от 6.12.2017 и N 661822 от 09.08.2018 Указанные требования Демченко В.В. не исполнил.
Решением Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 17 июня 2020 года требования административного иска удовлетворены частично.
С Демченко В.В. в пользу МИФНС России N9 по Волгоградской области взысканы задолженность: по требованию N 17343 от 04.02.2019 по транспортному налогу в размере 4920 руб, пени по транспортному налогу в размере 78 руб. 27 коп.; по требованию N 476173 от 06.12.2017 по пене по единому налогу на вмененный доход в размере 881руб. 06 коп, по пене по налогу на доходы физических лиц, полученные согласно ст.228 НК РФ, в размере 214руб. 43коп, всего 6093руб. 76коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 года решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 17 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25.01.2021, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как усматривается из материалов дела, Демченко В.В. до 1 марта
2016 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России N 9 в качестве налогоплательщика.
В налоговый период 2017 года административному ответчику принадлежали на праве собственности транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения, а именно: Автобус 3269-0000010 государственный регистрационный знак У033РМ34, ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак В845АТ134.
Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области был начислен транспортный налог за 2017 года в размере 4920 руб. и в адрес Демченко В.В. направлено налоговое уведомление. Поскольку транспортный налог в установленный срок не был уплачен административным ответчиком, были начислены пени и направлено требование N 17343 от 04.02.2019 об уплате в срок до 1 апреля 2019 года задолженности по транспортному налогу в размере 4920руб, пени по транспортному налогу в размере 78 руб. 27 коп.
Поскольку задолженность в установленный законом срок Демченко В.В уплачена не были, налоговая инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка N 113 Волгоградской области.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка N 113 мирового судьи судебного участка N 114 Волгоградской области от 23 октября
2019 года судебный приказ мирового судьи судебного участка N 113 Волгоградской области от 11 октября 2019 года о взыскании с Демченко В.В. в пользу МИФНС России N 9 по Волгоградской области обязательных платежей и санкций отменен.
15 июля 2016 года Демченко В.В. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2016 года он признан несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 6 сентября 2019 года завершена процедура реализации имущества Демченко В.В, он освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
Удовлетворяя требования административного иска в части, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что обязанности по уплате транспортного налога, пени по транспортному налогу, пени по единому налогу на вмененный доход, пени по налогу на доход физических лиц ответчиком не исполнены, в связи с этим посчитал необходимым взыскать с административного ответчика указанные задолженности.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций по следующим основаниям.
Согласно статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункты 1 и 3 статьи 363 НК РФ предусматривают, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и пеней в порядке, установленном статьями 69, 75 НК РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей. Срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим. Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В данном споре налоговый период по транспортному налогу за
2017 года закончился 31 декабря 2017 года, следовательно, обязанность по уплате транспортного налога у Демченко В.В. возникла 1 января 2018 года.
Таким образом, данный обязательный платеж относится к текущим платежам, возникшим после подачи заявления о признании банкротом.
Также, в установленные законом сроки Демченко В.В. не уплатил единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на доходы физических лиц, полученные согласно ст.228 НК РФ. Ему были начислены пени и направлено требование N 47613 от 06.12.2017 об уплате в срок 26 декабря 2017 года пени по единому налогу на вмененный доход в размере 976руб, пени по налогу на доходы физических лиц, полученные в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 224руб. 65коп. В полном объеме задолженность административным ответчиком не погашена и составляет: по пене по единому налогу на вмененный доход 881руб. 06коп, по пене по налогу на доходы физических лиц, полученные согласно ст.228 НК РФ, - 214руб. 43коп.
Поскольку указанная задолженность образовалась после подачи им заявления о признании несостоятельным (банкротом), то оснований для освобождения административного ответчика от погашения этой задолженности не имеется.
Таким образом, поскольку задолженность в установленном законном порядке административным ответчиком уплачена не была, срок установленный законом для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям налоговым органом соблюден, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, обосновано пришли к выводу об удовлетворении требований административного иска налоговой инспекции. Размер взыскиваемых сумм и пени правильно определены с учетом заявленных исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что Демченко В.В. освобожден от уплаты спорной задолженности, в связи с признанием его Арбитражным судом несостоятельным (банкротом) не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 марта 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.