Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть N23, поступившую в суд первой инстанции 08 февраля 2021 года, на решение Советского районного суда г. Краснодара от 06 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года по административному делу по административному иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдению законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части N23 Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя ФКУ Здравоохранения медико-санитарная часть N23, УФСИН России по Краснодарскому краю - Николаева А.Н, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с исковыми требованиями к ФКУЗ Медико-санитарной части N 23 Федеральной службы исполнения наказаний России о признании бездействий незаконными.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 06 июля 2020 года административный иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части N 23 Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия удовлетворен.
Признаны незаконным бездействия Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарной части N 23 Федеральной службы исполнения наказаний России выразившиеся в не укомплектованности филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России по должностям: фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра.
Суд обязал начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарной части N 23 Федеральной службы исполнения наказаний России в срок 6 месяцев укомплектовать филиал "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России должностями фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года решение Советского районного суда города Краснодара от 06 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Федеральное казенное учреждение здравоохранения медико-санитарная часть N 23 выражает несогласие с вынесенными решениями, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ Здравоохранения медико-санитарная часть N23, УФСИН России по Краснодарскому краю - Николаев А.Н. доводы поддержал, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение
Прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Советского районного суда г. Краснодара от 06 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции, в силу части 2 статьи 328 КАС РФ, являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что бездействие ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по укомплектованию указанных должностей, противоречит действующему законодательству.
Удовлетворяя административные исковые требования Краснодарского прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что поскольку оспариваемые бездействия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, то административный ответчик обязан устранить указанные нарушения путем доукомплектования филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России должностями фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра.
Однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1 Устава ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 23 ФСИН России" от 01 апреля 2015, утвержденного приказом N 278, является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 1.6, 1.7 вышеуказанного Устава, Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус медицинской организации, является юридическим лицом.
Пунктом 1.12 Устава установлено, что структура и штатная численность Учреждения утверждается ФСИН России.
Согласно пункту 2.1 Устава, основным предметом и целями деятельности Учреждения является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, а так же медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС по месту дислокации Учреждения и его филиалов.
Так же, согласно пункту 2.5.2 Устава, Учреждение осуществляет, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи по видам медицинской деятельности в соответствии с лицензией, вне медицинской организации, амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре, стационарно, в экстренной, неотложной и плановой формах.
Согласно пункту 6.7 Устава, в состав Учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входит в том числе: филиал: "Медицинская часть N 5" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 23 Федеральной службы исполнения наказаний" (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Краснодарскому краю).
Пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно части 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу пункта 2 приказа Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России.
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь осужденным лицам в УИС, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе, специализированные (психиатрические, туберкулезные).
Согласно штатного расписания ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 13 мая 2013 года N 236 "Об утверждении штатных расписаний медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний", в штат филиала МЧ N 5 входит, в том числе: фельдшер, врач-терапевт, врач-инфекционист, медицинская сестра.
Проведенной Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края проверкой, установлено, что данные должности не укомплектованы длительное время (от 3 лет до 4 месяцев). Отсутствие в филиале МЧ N 5 указанных медицинских специалистов, осуществляющей в соответствии с пунктом 6.7 Устава, медицинское обслуживание ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Краснодарскому краю, лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного статьей 101 УИК РФ.
Как следует из материалов дела в ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Краснодарскому краю при лимите в "данные изъяты" осужденных, на 11 октября 2019 года фактически содержалось "данные изъяты" осужденных, их количество постоянно менялось, которые нуждались в оказании квалифицированной медицинской помощи и медицинском обследовании.
В силу вышеприведенных положений действующего законодательства, осужденные имеют право проходить лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, каковым является ФКУЗ МСЧ 23 ФСИН России и его филиал МЧ N 5.
Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю предпринимались меры, направленные для укомплектования филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России должностями фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра, а так же оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, во исполнение вышеуказанных правовых норм, регламентирующих оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежегодно заключаются государственные контракты об оказании медицинской помощи лицам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в исправительных учреждениях Краснодарского края и Республики Адыгея в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая положения и требования, установленные законодательством о медико-санитарном обеспечении осужденных к лишению свободы, лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы в ФКУ-ИК 5 УФСИН России по Краснодарскому краю, не лишены права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения.
ФКУ МСЧ-23 ФСИН России приняты исчерпывающие меры, направленные на укомплектование вакантных должностей "врач-терапевт", "врач-дерматовенеролог", "лаборант", и "врач-рентгенолог рентгенологического кабинета" в филиале "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, выраженные, в частности в работе отдела кадров, направленной на укомплектование имеющихся вакантных должностей в ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе в филиале "Медицинская часть N 5".
Так, например, направлялись письма с органы и организации государственной системы здравоохранения с информацией о вакантных должностях ФКУЗ МСЧ - 23 ФСИН России, а именно, письмо министру здравоохранения Краснодарского края Филиппову Е.Ф. от 04.10.2019, письмо министру здравоохранения Республики Адыгея от 04.10.2019 с информацией об имеющихся вакансиях в ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе, в филиале "Медицинская часть N 5", с просьбами оказать содействие в работе по подбору кандидатов на вакантные должности медицинского персонала, и другие письма.
Помимо перечисленного, ФКУЗ МСЧ - 23 ФСИН России, в том числе, в филиале "Медицинская часть N 5", проведено совещание УФСИН России по Краснодарскому краю с УФСИН России по Республике Адыгея по вопросу комплектования вакантных должностей филиалов ФКУЗ МСЧ - 23 ФСИН России по итогам 2019 года и рассмотрения предложений для включения в совместный план комплектования на 2020 год.
Так же, информация о наличии вакансий из числа предусмотренных штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе "Медицинская часть N 5", должностей врачей, а так же среднего и младшего медицинского персонала размещена на официальном сайте УФСИН России по Краснодарскому краю в информационного-телекоммуникационной сети Интернет.
Помимо всего перечисленного, в целях обеспечения ФКУЗ МСЧ - 23 ФСИН России медицинскими работниками, ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России ежегодно заключает договоры о целевом обучении по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты приема на целевое обучение с гражданами, поступающими в высшие учебные заведения министерства здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, возможные предусмотренные и незапрещенные законом меры для обеспечения надлежащего оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы и привлечения и доукомплектования филиала "Медицинская часть N 5" ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России должностями фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра, были предприняты.
Указанные ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе "Медицинская часть N 5" основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований Краснодарского прокурора, в нарушение требований статей 70, 84, 178, 180, части 3 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были оценены судами нижестоящих инстанций ненадлежащим образом, поскольку фактически ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе "Медицинская часть N 5" не бездействовали, а принимали меры к обеспечению надлежащего оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, а так же доукомплектования должностями фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра.
Данные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без внимания и надлежащей правовой оценки применительно к положениям законодательства, регулирующего оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Суд так же не выяснял, имелись ли у ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе "Медицинская часть N 5" иные организационно-правовые механизмы обеспечения доукомплектования вакантных должностей: фельдшер, врач-терапевт, врач-хирург, врач-инфекционист, медицинская сестра.
В силу изложенного, нельзя признать правильным выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, бездействие ФКУЗ МСЧ N 23 ФСИН России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по укомплектованию указанных должностей, противоречит действующему законодательству.
Допущенные судами при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем решение суда первой и апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований и вынести решение в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Краснодара от 06 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Краснодара.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 29 марта 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.