Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
представителя Мищенко В.С. по доверенности Осетрова С.В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Мищенко В.С. к Правительству Севастополя о признании информации недостоверной.
Заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Мищенко В.С. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным предоставление административным ответчиком недостоверной информации в графическом виде о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией на 03 октября 2020 года и обязать административного ответчика разместить на своём официальном сайте в сети интернет официальное опровержение недостоверной информации о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией на 03 октября 2020 года. В обоснование требований указано, что ложность вышеуказанных сведений подтверждается путем математического сложения приведенных цифр.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 октября 2020 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29.01.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, 03.10.2020 на официальном сайте Правительства Севастополя размещена оперативная сводка по Севастополю на 03.10.2020, в соответствии с которой "по состоянию на утро 3 октября зарегистрированы 26 новых случаев заболевания COVID-19. Заболевшие - люди в возрасте от 10 до 80 лет, все - местные жители. Ещё 9 человек выписаны после выздоровления. Всего с начала года в Севастополе новой коронавирусной инфекцией заболели 1084 человека. В настоящий момент в стационарах находится 321 человек. Выздоровели 688 человек, 29 человек умерло. На сегодняшний день в инфекционной больнице находится под наблюдением 259 человек, в городской больнице N 9 - 222. Под наблюдением по месту жительства - 428 человек".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из безосновательности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации (п.6 ст.14).
Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления (п.7.1 ст.14).
В пунктах 8, 9 статьи 14 этого же Закона указано, что при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Периодичность размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации в форме открытых данных определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 10 и 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемые к нему перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет;
требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет;
перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 24.11.2009
N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (вместе с "Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет") информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них поддерживается в актуальном состоянии.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2020 N 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждены "Порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности Правительства Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 4 "Перечня" утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2020 N 300-ПП указано, что информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению Правительством Севастополя до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя поддерживается в актуальном состоянии. Обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации, если законодательством не определен иной срок.
Вместе с тем, оспариваемая информация не относится к информации в понимании вышеуказанных правовых актов, по сути является ежедневной оперативной сводкой по ситуации зарегистрированных случаев заболевания коронавирусной инфекцией в г. Севастополе.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что данные, приведенные в оперативной сводке, не подлежат проверке по указанному в административном иске расчету, поскольку оспариваемая информация сформирована лишь по критериям нахождения больных на стационарном лечении, выздоровевшим и умершим и не может свидетельствовать о недостоверности сведений. Также суд первой инстанции обосновано указал на отсутствие нарушений прав административного истца, поскольку доводы, приводимые истцом, не указывают на недостоверность информации, предоставляемой административным ответчиком.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и областным судом апелляционной жалобы, которым дана оценка с изложением обоснованных выводов
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.