Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мищенко В.С. по доверенности Осетрова С.В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Мищенко В.С. к Правительству Севастополя, Департаменту здравоохранения г. Севастополя, Департаменту общественных коммуникаций г. Севастополя о признании информации недостоверной, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Мищенко В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным предоставление недостоверной информации о количестве выздоровевших лиц после заболевания новой коронавирусной инфекцией по состоянию на 16.08.2020 и обязать административного ответчика разместить на своем официальном сайте в сети "Интнрнет" официальное опровержение недостоверной информации о том, что по состоянию на 16 августа 2020 года количество выздоровевших лиц после заболевания коронавирусной инфекцией составляет 331 человек, а не 326 как указано ответчиком.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что, по мнению истца, ложность оспариваемых утверждений, опубликованных на сайте Правительства Севастополя подтверждается тем, что согласно опубликованной информации, а именно "всего с начала года в Севастополе новой коронавирусной инфекцией заболели 419 человек. В настоящий момент в стационарах находится 62 человека, выздоровели 326 человек, 12 человек умерло", однако 62+326+12 не равно 419, административный истец предполагает, что количество выздоровевших составляет 331 человек.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Севастопольского городского суда от 15 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29.01.2021, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из безосновательности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 16.08.2020 на официальном сайте Правительства Севастополя размещена информация следующего содержания: "по состоянию на утро 16 августа зарегистрированы семь новых случаев заболевания COVID-19. Шесть из заболевших - люди в возрасте от 62 до 80 лет; один из пенсионеров приехал из другого региона, остальные -местные жители. Также диагноз подтвердился у 34-летней женщины, она заразилась от заболевшего ранее мужа. Пять человек выписаны после выздоровления. Всего с начала года в Севастополе новой короновирусной инфекцией заболели 419 человек. В настоящий момент в стационарах находится 62 человека. Выздоровели 326 человек, 12 человек умерло. На сегодняшний день в инфекционной больнице находится под наблюдением 182 человека, в городской больнице N9 - 139. Под наблюдением по месту жительства - 464 человека".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации (п.6 ст.14).
Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления (п.7.1 ст.14).
В пунктах 8, 9 статьи 14 этого же Закона указано, что при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Периодичность размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации в форме открытых данных определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 10 и 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемые к нему перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет;
требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет;
перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 24.11.2009
N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (вместе с "Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет" информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них поддерживается в актуальном состоянии.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2020 N 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждены "Порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности Правительства Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
В пунктах 4 "Перечней" Постановления Правительства Севастополя от 25.06.2020 N 300-ПП указано, что информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению Правительством Севастополя до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя поддерживается в актуальном состоянии. Обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации, если законодательством не определен иной срок.
Вместе с тем, оспариваемая информация не относится к информации в понимании вышеуказанных правовых актов, по сути является ежедневной оперативной сводкой по ситуации зарегистрированных случаев заболевания коронавирусной инфекцией в г. Севастополе.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что данные, приведенные в оперативной сводке, не подлежат проверке по указанному в административном иске расчету, поскольку оспариваемая информация сформирована лишь по критериям нахождения больных на стационарном лечении, выздоровевшим и умершим и не может свидетельствовать о недостоверности сведений. Также суд первой инстанции обосновано указал на отсутствие нарушений прав административного истца, поскольку доводы, приводимые истцом, не указывают на недостоверность информации, предоставляемой административным ответчиком.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и областным судом апелляционной жалобы, которым дана оценка с изложением обоснованных выводов
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 марта 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.