Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лавочникова О.Е. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лавочникова О.Е. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Лавочников О.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Департамента капитального строительства г. Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги и обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя принять решение об обеспечении административного истца жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 22.03.2018 N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 05.02.2020 он обратился в Департамент капитального строительства
г. Севастополя с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещением по категории граждан, указанных в п.1 Указа Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя". Однако в постановке на учет Лавочникову О.Е. отказано в связи с наличием у него квартиры в г. Симферополь. С данным отказом административный истец не согласен, поскольку состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением до 18 марта 2014 года, жильем в г. Севастополе не обеспечен, в квартире в г. Симферополь проживают его члены семьи - супруга и двое детей, которые на жилье в г. Севастополь не претендуют.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 8 июля 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 октября 2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 8 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, 05.02.2020 Лавочников О.Е. обратился в Департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещением по категории граждан, указанных в п.1 Указа Президента РФ от 22.03.2018 N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
23.03.2020 административному истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку Лавочников О.Е. является собственником жилого помещения общей площадью 55, 1кв.м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 43Д, кв. 31 и обеспечен общей площадью более учетной нормы 12 кв.м.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что обеспеченность жильем в г. Симферополе является основанием для отказа в постановке на учет и соответственно препятствует удовлетворению заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Указ Президента РФ
N 116) Постановлением Правительства Севастополя от 9 июля 2018 года
N 422-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется уполномоченным органом государственной власти города Севастополя в области жилищных отношений - Департаментом капитального строительства города Севастополя (далее - уполномоченный орган) однократно, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕДВ).
Департаментом капитального строительства города Севастополя от 26 июня 2018 года N 122-а/2018 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента РФ N 116.
Пунктом 1.3 Порядка учета отдельных категорий граждан установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ N 116 граждане, подлежащие учету, должны соответствовать одновременно следующим условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации на момент вступления в законную силу Указа Президента РФ N 116;
- постоянное проживание на территории города Севастополя;
- обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан;
- увольнение гражданина со службы в структурах, указанных в подпункте 1.2.1 настоящего порядка, до 18 марта 2014 года;
- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до 18 марта 2014 года;
- наличие сведений о гражданине в списках, переданных в Правительство Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ N 116.
В соответствии с пунктом 1.4 данного Порядка учетная норма площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для учета граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пункту 1.5 Порядка в целях учета к членам семьи граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, относятся проживающие совместно с такими гражданами: супруг, дети и родители. Иные граждане могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.
Приведенные положения Порядка учета отдельных категорий граждан согласуются с положениями части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в пунктах 1, 2 части 1 статьи в том числе предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что у административного истца в собственности имеется квартира в г. Симферополь, ул. Севастопольская, 43д, кв. 31, площадью 55, 1 кв.м. Таким образом, следует, что истец обеспечен жилой площадью.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 20 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.