Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Иванова А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Клименко Л.О. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Клименко Л.О. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ведущему специалисту отдела учета земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П, специалисту 1 категории отдела учета земельных участков N 1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Пивнык А.О. о признании незаконными решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Клименко Л.О, в лице представителя Святкина Е.А, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что он являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, вправе самостоятельно выбирать вид разрешённого использования. Полагает, что отказы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об изменении вида разрешённого использования указанных земельных участков на "ведение садоводства" незаконны и нарушают права административного истца.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 октября 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 января 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
Как усматривается из материалов дела, Клименко Л.О. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, которые входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках".
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт в связи с преобразованием земельных участков с номерами N, сведения о которых внесены в ЕГРН на основании государственных актов о праве собственности на земельные участки.
11.02. 2020 Клименко Л.О. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" на вид - "ведение садоводства".
Уведомлениями ведущего специалиста отдела учёта земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П. от 13 февраля 2020 года и государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. от 15 февраля 2020 года, от 25 марта 2020 года осуществление изменений кадастрового учёта приостановлено, указано, что до принятия специального законодательства о зонировании территории для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в т.ч. в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранением обстоятельств, послуживших для принятия решений о приостановлении, решениями ведущего специалиста отдела учёта земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П, специалиста 1 категории отдела учёта земельных отдела учёта земельных участков N 1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Пивнык А.О. от 18 июня 2020 года, от 19 июня 2020 года отказано в учёте изменений объектов недвижимости, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 1 части 6 статьи 30, часть 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В связи с чем, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 стати 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования, (в т.ч. зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Особенности отнесения к определённой категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены "Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путём внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (далее - орган местного самоуправления) согласно пункту 11 Положения.
Судами не установлено, а материалы дела не содержат доказательств представления Клименко Л.О. при обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов, содержащих сведения об изменении категории вышеуказанных земельных участков.
Таким образом, поскольку при обращении в регистрирующий орган, не было представлено сведений об изменении в установленном законом порядке названной категории земель ("земли сельскохозяйственного назначения") спорных земельных участков, осуществление действий по осуществлению кадастрового учета было приостановлено на основании статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Учитывая вышеизложенное, административные ответчики при вынесении оспариваемых решений об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранением обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении, действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного иска является законным.
С данным решением обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 2 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 20 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи А.Е. Иванов
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.