Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности Королева Ю.В. на решение Центрального районного суда
г. Волгограда от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным бездействия, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Общественное движение) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения административных исковых требований просило признать бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение общественного движения в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, незаконным; обязать комитет социальной защиты населения Волгоградской области принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018
N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями"
Требования административного иска мотивированы тем, что общественное движение обратилось к административному ответчику с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик принял решение в нарушение предусмотренных законом сроков и без указания причин. Полагает, что указанным бездействием нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 13 октября 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 декабря 2020 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку факт обращения 09.07.2020 в комитет социальной защиты населения Волгоградской области не доказан.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан предусмотрен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) согласно ст. 1 которого предусмотрено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 10 Закон N 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Как усматривается из материалов дела, обращаясь с административным иском к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, административный истец указывает на то обстоятельство, что ему не дан ответ на обращение от 09.07.2020, направленное в адрес административного ответчика по электронной почте.
Административным истцом в подтверждение направления обращения от 09.07.2020 представлен скриншот страницы электронного почтового ящика.
При этом, уведомление о получении административным ответчиком обращения не представлено. В поле вложения отсутствует подтверждение о прикрепленных к письму файлах, что не позволяет идентифицировать обращение.
В соответствии с приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29.07.2015 N1120 (ред. от 15.12.2017) утверждено положение о работе с обращениями граждан, поступившими в комитет социальной защиты населения Волгоградской области, согласно которому организация работы с обращениями, поступившими в комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) в письменной форме или в форме электронного документа, осуществляется в соответствии с Федеральным законом и правовыми актами Комитета, регулирующими осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с пунктом 4 Положения о работе с обращениями граждан, поступившими в комитет социальной защиты населения Волгоградской области, регистрацию поступивших в Комитет обращений, в том числе в форме электронного документа, осуществляется в течение трех дней со дня поступления обращения в Комитет, включая день поступления.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.10.2009 N 1269 в органах исполнительной власти Волгоградской области с 16 ноября 2009 года введена единая автоматизированная система электронного документооборота (далее именуется - АСЭД).
Таким образом, вся корреспонденция, поступающая в адрес органов исполнительной власти Волгоградской области, в форме электронного документа регистрируется в автоматизированной системе электронного документооборота (АСЭД).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети, электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Если гражданин отправляет письмо посредством электронной почты, то факт отправки подтверждается письмом-уведомлением, автоматически отправленным почтовой системой, и сохраненной копией письма в электронной почте отправителя.
Вместе с тем, как установлено судами и следует из материалов дела, согласно журналу учета обращений по АСЭД, с период с 09.07.2020 по 11.07.2020 обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" не поступало и зарегистрировано не было.
Учитывая вышеизложенное, поскольку материалы дела не содержат доказательств, однозначно подтверждающих доставку в адрес административного ответчика обращения административного истца, а также доказательств получения уведомления о прочтении административным органом спорного обращения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущены. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.